Заседание Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Смоленской области
Под председательством Губернатора Алексея Островского состоялось очередное заседание Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Смоленской области, в ходе которого обсуждались вопросы соблюдения областными государственными учреждениями здравоохранения требований законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также коррупционные риски при использовании недвижимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления или постоянного (бессрочного) пользования.
В работе заседания приняли участие руководители органов исполнительной власти региона, Общественной палаты, Следственного управления Следственного комитета РФ, прокуратуры и УМВД России по Смоленской области.
С основным докладом выступила начальник Департамента по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами Людмила Ковалева, которая проинформировала, что в ходе 23 проведенных контрольных мероприятий в ряде учреждений здравоохранения были выявлены нарушения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Несоответствия выразились в превышении допустимого годового объема малых закупок.
Отмечалось, в соответствии с законодательством заказчик имеет право осуществить закупки товаров (работ, услуг) у единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем таких закупок ограничен: он не должен превышать 2 миллиона рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика. По данным Департамента, установленный предельный объем малых закупок в 2 миллиона рублей превышен в 7 бюджетных учреждениях. Кроме того, 14 областных государственных учреждений здравоохранения «перешагнули» допустимый порог в 5%. По итогам контрольных мероприятий в отношении 17 должностных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях.
В продолжение обсуждения начальник Главного управления по регулированию контрактной системы Михаил Ивушин отметил, что особое внимание с точки зрения предупреждения коррупционных проявлений уделяется так называемым прямым закупкам (до 100 и 400 тыс. рублей). Они проводятся заказчиками самостоятельно, без участия уполномоченного органа, которым является Главное управление по регулированию контрактной системы. Информация о большинстве таких закупок до недавнего времени была недоступна для анализа.
В 2017 году областные заказчики заключили договоры до 100 и до 400 тысяч рублей на общую сумму более 650 млн рублей, что составляет около 10% от общего объема законтрактованных средств. Однако, практика проверок контрольного Департамента показывает систематическое нарушение установленных лимитов.
В целях предупреждения и пресечения нарушений при осуществлении прямых закупок Главным управлением по регулированию контрактной системы совместно с Департаментом по информационным технологиям в региональную информационную систему государственных закупок (АИС ГЗ) внедрен новый электронный модуль «Малые закупки», который заработал с 1 февраля нынешнего года. «Теперь прямые закупки заключаются по результатам мини-торгов. В результате внедрения данного модуля Администрация региона обеспечила абсолютную прозрачность и полный учет закупок до 100 тысяч рублей. Заключение договора без использования модуля невозможно. При этом система также не позволяет превысить установленный лимит, закупки сверх него будут заблокированы автоматически. Кроме того, и это самое важное достижение, модуль «Малые закупки» обеспечивает более эффективное расходование бюджетных средств. На сегодняшний день экономия по закупкам по результатам мини-торгов составляет около 11%», - отметил Михаил Ивушин.
Далее участники заседания обсудили возникающие коррупционные риски при использовании недвижимого имущества (передача в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование), закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями Смоленской области на праве оперативного управления или постоянного (бессрочного) пользования.
По информации, озвученной Людмилой Ковалевой, в соответствии с условием договоров аренды объектов государственной собственности Смоленской области арендаторы обязаны нести все расходы по их содержанию, страхованию, компенсировать сумму налога, а также все расходы, возникшие в связи с эксплуатацией объекта.
Однако, имеют место случаи, когда затраты по содержанию переданных в аренду помещений, уплате налогов несут областные учреждения, не получая в полном объеме компенсации затрат от арендаторов. За проверенный период (2017-2018 годы) выявлены недополученные доходы на общую сумму порядка 329 тыс. рублей. Из них по результатам контрольных мероприятий на лицевые счета учреждений уже поступило более 226 тыс. рублей.
Кроме того, арендаторами не всегда соблюдались сроки уплаты арендных платежей, а учреждениями как арендодателями не начислялась и не предъявлялась пеня от просроченной суммы за каждый день просрочки. В результате недополучено доходов на общую сумму около 186 тыс. рублей. По итогам контрольных мероприятий задолженность по арендным платежам и пеня за нарушения сроков оплаты предъявлена и взыскана в полном объеме.
Как сообщил начальник Департамента имущественных и земельных отношений Алексей Гусев, одним из инструментов управления рисками, связанными с распоряжением государственной собственностью, является проведение контрольных мероприятий на предмет анализа документов, относящихся к сделкам, и состояния объектов сделок. Они позволяют предотвратить нецелевое использование объектов капитального строительства, занижение арендодателями стоимости аренды, незаконную передачу земельных участков в пользование третьим лицам, использование земельных участков в личных целях и др.
При проведении проверок выявляются факты использования учреждениями недвижимого имущества, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы. Так, по результатам проверочной деятельности Департаментом выявлено 85 таких объектов, в подавляющем большинстве построенных хозяйственным способом, а также тех объектов, в отношении которых ранее не производился учет. В этой связи, областными государственными учреждениями и Департаментом проводится работа по оформлению отсутствующих документов, в том числе, в судебном порядке. Данная мера позволяет вовлечь имущество в легальный оборот.