- Главная
- Отчет за 2009 год
Отчет за 2009 год
ОТЧЕТ
о реализации органами исполнительной власти
Смоленской области мер в сфере противодействия коррупции
за 2009 год
В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р, необходимым условием для достижения заявленных целей реформы является минимизация коррупционных правонарушений в органах исполнительной власти всех уровней. Коррупция стала серьезной проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления. Отделением информационного обеспечения и анализа Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу представлены следующие сведения о преступлениях коррупционной направленности, выявленных Управлением внутренних дел по Смоленской области в 2009 году: количество преступлений, уголовные дела по которым возбуждены по ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (получение взятки), – 55, темп прироста данного показателя к аналогичному периоду прошлого года составил 1,9 процента; количество преступлений, уголовные дела по которым возбуждены по ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации (дача взятки), – 45, темп прироста данного показателя к аналогичному периоду прошлого года составил 4,7 процента.
Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости. Управлением внутренних дел по Смоленской области в 2009 году выявлено 232 преступления, уголовные дела по которым возбуждены по статьям главы 30 Уголовного кодекса Российской Федерации (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления). Однако намечается снижение данного показателя: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оно составило 17,7 процента.
Всего в 2009 году в производстве следователей межрайонных следственных отделов, следственного отдела по городу Смоленску и отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Смоленской области (далее также – СУ СК) находилось 108 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности (за 9 месяцев 2009 года – 71 уголовное дело). Из общего количества преступлений, уголовные дела по которым расследованы следственными отделами СУ СК, 400 преступлений относится к преступлениям, предусмотренным ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации; 41 - к преступлениям, предусмотренным ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации; 42 - к преступлениям, предусмотренным ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации; 9 - к преступлениям, предусмотренным ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации; 18 - к преступлениям, предусмотренным ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации; 2 - к преступлениям, предусмотренным ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации; 6 - к преступлениям, предусмотренным ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, 1 - к преступлениям, предусмотренным ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации; 1 - к преступлениям, предусмотренным ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. По результатам расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности 71 уголовное дело направлено в суд в порядке ст.222 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения по существу.
По результатам социологического исследования на тему «Мнение населения Смоленской области об уровне коррупции в органах исполнительной власти региона», проведенного в период с 01.01.2010 по 01.02.2010 филиалом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловская региональная академия государственной службы» в городе Смоленске, доля граждан, столкнувшихся с проявлениями коррупции в 2008- 2009 годах, составляет 51 процент от общего числа опрошенных. Уровень коррупции в ходе исполнения органами исполнительной власти Смоленской области государственных функций и предоставления ими государственных услуг в этот же период составил 35 процентов. Эти показатели вызывают озабоченность.
Эффективные результаты борьбы с коррупцией возможны при сочетании методов, применяемых правоохранительными органами, и профилактических мероприятий, которые разрабатывают и реализуют государственные органы власти. Этому способствует и создание специальной структуры - отдела региональной безопасности и противодействия коррупции (далее также – отдел), входящего в структуру Аппарата Администрации Смоленской области и непосредственно подчиненного Губернатору Смоленской области. Основными задачами отдела являются:
- обеспечение реализации полномочий Администрации Смоленской области в сфере антикоррупционной политики;
- обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Смоленской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, иными заинтересованными органами и организациями по вопросам реализации в Смоленской области мероприятий в сфере противодействия коррупции;
- выявление причин и условий, способствующих возникновению коррупции;
- организация контроля за реализацией мероприятий, направленных на противодействие коррупции.
В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 № Пр-1568 (далее – Национальный план), настоятельной необходимостью признается разработка мер по противодействию коррупции в целях устранения ее коренных причин и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом. Федеральным законом «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Для разработки областного закона, регулирующего отношения в сфере противодействия коррупции на территории Смоленской области в пределах компетенции Смоленской области как субъекта Российской Федерации, распоряжением Губернатора Смоленской области от 02.03.2009 № 175-р (в редакции распоряжения Губернатора Смоленской области от 31.03.2009 № 313-р) создана рабочая группа по разработке проекта областного закона «О противодействии коррупции в Смоленской области». В состав указанной рабочей группы вошли представители Смоленской областной Думы, прокуратуры Смоленской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области, Управления внутренних дел по Смоленской области, Общественной палаты Смоленской области, Смоленской Торгово-промышленной палаты, Смоленского регионального объединения работодателей «Научно-промышленный союз», Смоленского областного объединения организаций профессиональных союзов, Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Смоленской области, аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области, органов исполнительной власти Смоленской области. Проект областного закона «О противодействии коррупции в Смоленской области» внесен Губернатором Смоленской области в порядке законодательной инициативы в Смоленскую областную Думу и принят Смоленской областной Думой 28.05.2009.
В рамках реализации Национального плана издано распоряжение Администрации Смоленской области от 19.09.2008 № 1188-р/адм «О мерах по противодействию коррупции», которым утвержден план противодействия коррупции в органах исполнительной власти Смоленской области (далее также – план, органы исполнительной власти).
Профилактика коррупционных проявлений, предусмотренная планом, включает в себя следующие меры: меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению, а также первоочередные меры по реализации плана. Аналогичные меры нашли отражение в ведомственных планах противодействия коррупции, разработанных и реализуемых в органах исполнительной власти.
В рамках реализации мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции органами исполнительной власти в 2009 году проведена следующая работа.
Признавая наиболее оптимальным вариантом реализации антикоррупционной политики на территории Смоленской области использование программно-целевого метода, Администрация Смоленской области приняла решение о разработке долгосрочной областной целевой программы «Противодействие коррупции в Смоленской области» на 2010 – 2012 годы, которая была утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 30.09.2009 № 588.
В 2009 году приняты следующие нормативные правовые акты по вопросам предупреждения коррупции:
- областной закон от 28.05.2009 № 34-з «О противодействии коррупции в Смоленской области»;
- областной закон от 29.09.2009 № 91-з «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Смоленской области, должностей государственной гражданской службы Смоленской области, и лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
- постановление Администрации Смоленской области от 22.06.2009 № 344 «Об экспертизе проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»;
- постановление Администрации Смоленской области от 28.08.2009 № 499 «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Смоленской области, замещаемых в органах исполнительной власти Смоленской области, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, участки недр); управление государственным имуществом Смоленской области; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов»;
- постановление Администрации Смоленской области от 30.09.2009 № 588 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Противодействие коррупции в Смоленской области» на 2010 – 2012 годы».
Кроме того, в 2009 году разработаны следующие проекты правовых актов Администрации Смоленской области:
- проект постановления Администрации Смоленской области «Об антикоррупционной экспертизе областных нормативных правовых актов и проектов областных нормативных правовых актов»;
- проект распоряжения Администрации Смоленской области «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционного мониторинга в Смоленской области»;
- проект распоряжения Администрации Смоленской области «Об утверждении Порядка подготовки отчета о реализации органами исполнительной власти Смоленской области мер в сфере противодействия коррупции».
По мере необходимости в областные нормативные правовые акты по вопросам предупреждения коррупции среди государственных гражданских служащих Смоленской области вносились изменения. Так, Губернатором Смоленской области в порядке законодательной инициативы в Смоленскую областную Думу внесен проект областного закона «О внесении изменений в областной закон «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области», который рассмотрен и принят Смоленской областной Думой.
Также в 2009 году изданы следующие правовые акты Администрации Смоленской области:
- распоряжение Администрации Смоленской области от 15.04.2009 № 348-р/адм «О внесении изменений в план противодействия коррупции в органах исполнительной власти Смоленской области»;
- распоряжение Администрации Смоленской области от 07.08.2009 № 953-р/адм «О внесении изменения в план противодействия коррупции в органах исполнительной власти Смоленской области»;
- постановление Администрации Смоленской области от 18.06.2009 № 332 «О внесении изменений в Положение об организации взаимодействия государственных заказчиков Смоленской области и органа исполнительной власти Смоленской области, уполномоченного на осуществление функций по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных заказчиков Смоленской области».
В соответствии с федеральным законодательством в Смоленской области планомерно проводится работа по формированию кадрового резерва на государственной гражданской службе Смоленской области на конкурсной основе (далее – кадровый резерв).
Постановлением Администрации Смоленской области от 31.10.2006 № 380 утверждено Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Смоленской области, в соответствии с которым формируются на конкурсной основе кадровый резерв государственных органов Смоленской области и кадровый резерв Смоленской области.
Во всех органах исполнительной власти созданы конкурсные комиссии по формированию кадрового резерва государственного органа Смоленской области, в состав которых входят представители государственного органа Смоленской области по управлению государственной гражданской службой Смоленской области, а также независимые эксперты.
Включение государственных гражданских служащих Смоленской области (далее также – гражданские служащие) и граждан в кадровый резерв осуществляется по результатам конкурсов.
Работа с кадровым резервом проводится в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих и планами кадровой работы соответствующего государственного органа Смоленской области, предусматривающими практическую подготовку и обучение кадрового резерва.
В целях выполнения поручения Президента Российской Федерации от 01.08.2008 № Пр-1573 Администрацией Смоленской области проведена следующая работа по формированию резерва управленческих кадров Смоленской области:
- распоряжением Администрации Смоленской области от 28.11.2008 № 1460-р/адм утверждена Программа формирования резерва управленческих кадров Смоленской области на 2008-2011 годы;
- распоряжением Администрации Смоленской области от 28.11.2008 № 1461-р/адм утвержден Порядок формирования резерва управленческих кадров Смоленской области;
- постановлением Администрации Смоленской области от 15.09.2008 № 486 образована Комиссия при Администрации Смоленской области по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Смоленской области, утверждено положение о Комиссии.
В 2009 году состоялось четыре заседания указанной Комиссии, на которых рассматривались основные вопросы, связанные с формированием резерва управленческих кадров Смоленской области. В резерв управленческих кадров Смоленской области включены 155 человек; 25 человек, состоявших в резерве управленческих кадров Смоленской области, назначены на руководящие должности в государственные органы Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, иные организации.
На заседании Администрации Смоленской области, которое состоялось 20 января 2009 года, рассматривали вопросы о совершенствовании системы и структуры органов исполнительной власти Смоленской области, оптимизации и конкретизации их полномочий, сокращении излишней численности государственных гражданских служащих Смоленской области.
В соответствии с областным законом от 28.05.2009 № 34-з «О противодействии коррупции в Смоленской области» проведение антикоррупционной экспертизы областных правовых актов и их проектов, разрабатываемых органами исполнительной власти Смоленской области, обеспечивается Администрацией Смоленской области в порядке, установленном нормативным правовым актом Администрации Смоленской области от 22.06.2009 № 344 «Об экспертизе проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции», который действует до настоящего времени в части, не противоречащей Федеральному закону «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В связи с принятием указанного Федерального закона Правовым департаментом Смоленской области разработан проект постановления Администрации Смоленской области «Об антикоррупционной экспертизе областных нормативных правовых актов и проектов областных нормативных правовых актов», который после проведения правовой и лингвистической экспертиз будет направлен на согласование членам Администрации Смоленской области.
Кроме антикоррупционной экспертизы областных нормативных правовых актов и разрабатываемых органами исполнительной власти Смоленской области их проектов, осуществляемой уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, областным законом от 28.05.2009 № 34-з «О противодействии коррупции в Смоленской области» предусмотрена общественная антикоррупционная экспертиза проектов областных законов, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Смоленской области, которую проводит Общественная палата Смоленской области.
В 2009 году специалистами Правового департамента Смоленской области проведена правовая экспертиза, в том числе и на коррупциогенность:
- 301 законопроекта;
- 1301 проекта постановлений Администрации Смоленской области;
- 28 проектов указов Губернатора Смоленской области.
По результатам правовой экспертизы проектов областных законов и проектов указов Губернатора Смоленской области письменных заключений на предмет наличия в них коррупциогенных факторов не оформлялось. Выявленные в нормативных правовых актах недостатки были устранены в рабочем порядке.
Одновременно с выявлением коррупциогенных факторов при проведении правовой экспертизы проектов областных нормативных правовых актов Правовым департаментом Смоленской области действующие нормативные правовые акты Администрации Смоленской области и Губернатора Смоленской области анализируются на предмет наличия в правовых нормах условий для проявления коррупции в процессе реализации таких норм.
Кроме того, сотрудниками Правового департамента Смоленской области во исполнение письма прокуратуры Смоленской области от 11.02.2009 № 14-17-09 и распоряжения Губернатора Смоленской области от 13.03.2009 № 218-р «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Смоленской области и Администрации Смоленской области» осуществлена антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Губернатора Смоленской области и Администрации Смоленской области, изданных до октября 2007 года, на предмет их коррупциогенности.
По результатам данной работы в указах Губернатора Смоленской области, изданных до октября 2007 года, коррупциогенных факторов выявлено не было. В 17 постановлениях Администрации Смоленской области, изданных до октября 2007 года, были выявлены коррупциогенные факторы, в связи с чем Правовым департаментом Смоленской области были направлены разработчикам соответствующих проектов нормативных правовых актов 7 писем с предложениями устранить выявленные коррупциогенные факторы.
В целях оптимизации административных процедур при исполнении Главным управлением государственного заказа Смоленской области государственной функции по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Смоленской области постановлением Администрации Смоленской области от 01.07.2009 № 380 утвержден Административный регламент исполнения Главным управлением государственного заказа Смоленской области указанной государственной функции.
В рамках реализации мер по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции в 2009 году органами исполнительной власти проведена следующая работа.
Распоряжением Губернатора Смоленской области от 15.07.2009 № 735-р (в редакции распоряжения Губернатора Смоленской области от 25.12.2009 № 1473-р) создан Совет по борьбе с преступностью и противодействию коррупции (далее – Совет), утверждено положение о Совете и его состав.
Деятельность Совета организуется на основе перспективных и текущих планов его работы. Так, председателем Совета – Губернатором Смоленской области С.В. Антуфьевым - утвержден план работы, в соответствии с которым в III квартале 2009 года состоялось заседание Совета, на котором был рассмотрен вопрос о мерах по усилению борьбы с изготовлением и сбытом контрафактной продукции, в IV квартале 2009 года состоялось заседание Совета, на котором были рассмотрены вопросы о принимаемых взаимодействующими структурами мерах по противодействию коррупции и состоянии расследования на территории Смоленской области преступлений против государственной власти в рамках исполнения Национального плана.
Административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций способствуют дебюрократизации управленческих процессов и минимизации государственного вмешательства в частноправовые отношения, повышению качества, оперативности оказания социально значимых услуг в Смоленской области. По состоянию на 01.01.2010 органами исполнительной власти разработаны и внедрены 63 административных регламента, в том числе в 2009 году разработаны и внедрены 18 административных регламентов.
Также для улучшения качества и повышения уровня доступности государственных услуг в Смоленской области внедряются электронные административные регламенты. В 2009 году органы исполнительной власти осуществляли наполнение информационной системы «Реестр государственных услуг». Предоставление населению в электронном виде информации об оказываемых органами исполнительной власти Смоленской области государственных услугах будет осуществляться через Интернет-портал государственных услуг. Портал – это витрина информации по услугам органов власти всех уровней, нацеленная на аудиторию простых граждан, незнакомых с тонкостями административного делопроизводства и нюансами государственной деятельности. Основная задача портала – помочь гражданам выбрать нужную услугу и понять, как ее получить: куда обратиться, какие документы представить, где эти документы найти, как их заполнить. Результатом работы Интернет-портала государственных услуг станет повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями, в том числе за счет экономии времени граждан и организаций на поиск информации об органах государственной власти и предоставляемых ими услугах населению.
Согласно положениям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» поступившие обращения граждан, в том числе о фактах коррупции, направляются на рассмотрение в компетентные органы. В I квартале 2009 года в Администрацию Смоленской области поступило 7 обращений представителей бизнес-сообщества, касающихся создания препятствий для развития предпринимательства со стороны органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области. Данные обращения рассмотрены, заявителям направлены ответы. По результатам рассмотрения указанных обращений коррупционных факторов не установлено. Во II квартале 2009 года в Администрацию Смоленской области поступили 3 обращения о наличии коррупционных факторов, которые в соответствии с резолюцией руководителя Аппарата Администрации Смоленской области были направлены в прокуратуру Смоленской области. В III и IV кварталах 2009 года обращений о фактах коррупции не поступало. Следует отметить, что в 2008 году в Администрацию Смоленской области поступили 26 подобных обращений.
В 2009 году Аппаратом Администрации Смоленской области на рассмотрение в другие государственные органы Смоленской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией направлены:
- 84 обращения – в Управление внутренних дел по Смоленской области;
- 48 обращений – в Военный комиссариат Смоленской области;
- 41 обращение граждан – в прокуратуру Смоленской области;
- 22 обращения – в Управление Федеральной миграционной службы по Смоленской области;
- 8 обращений – в Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Смоленской области;
- 5 обращений – в Смоленский областной суд;
- 4 обращения – в Управление Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области;
- 3 обращения – в Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Смоленской области.
На Интранет/Интернет-порталах Администрации Смоленской области в 2009 году начал функционировать сайт «Противодействие коррупции в Смоленской области», который предоставляет возможность посетителям ответить на вопросы, связанные с коррупционными проявлениями в органах исполнительной власти Смоленской области. Опросы населения в 2009 году показали следующие результаты.
На вопрос о сферах деятельности, в которых преобладают коррупционные проявления, мнения респондентов распределились следующим образом:
- в экономической сфере (экономика, инвестиции, промышленность, торговля, имущество, государственный заказ, земля) – 75 процентов;
- в социальной сфере (здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, социальное развитие, занятость населения, молодежная политика) – 12 процентов;
- в сфере лесного, сельского хозяйства, природных ресурсов, охраны объектов животного мира – 4 процента;
- другое – 9 процентов.
По мнению 69 процентов опрошенных, средства массовой информации не оказывают влияния на работу по противодействию коррупции в регионе; 20 процентов респондентов считают, что влияние средств массовой информации на работу по противодействию коррупции положительное; 11 процентов затруднились ответить на данный вопрос.
Вызывают обеспокоенность показатели известных населению конкретных фактов коррупционных проявлений среди государственных гражданских служащих Смоленской области:
- 71 процент опрошенных заявил, что им известны конкретные факты коррупционных проявлений среди государственных гражданских служащих Смоленской области;
- 29 процентам респондентов такие факты неизвестны.
О предпосылках коррупционных проявлений в действиях должностных лиц органов исполнительной власти Смоленской области и фактах коррупции граждане могут беспрепятственно сообщать в органы государственной власти Смоленской области путем направления письменных обращений, сообщений по телефону «горячей линии» (звонок бесплатный), по системам информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и на интерактивный информационный Интернет-портал Администрации Смоленской области.
С 10 ноября 2008 года по телефону 8-800-100-19-01 (звонок бесплатный) работает «горячая линия», по которой все желающие могут сообщать о фактах коррупции. Также по указанному номеру телефона еженедельно принимаются звонки для членов Администрации Смоленской области и руководителей органов исполнительной власти Смоленской области в ходе их выступления в прямом эфире телеканала ГТРК «Смоленск».
Государственные гражданские служащие Смоленской области ежегодно представляют в установленном порядке сведения о полученных доходах и принадлежащем им на праве собственности имуществе, которые являются объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера. Указанные сведения проверяются кадровыми службами государственных органов Смоленской области.
Кадровые службы органов исполнительной власти Смоленской области при приеме гражданина на государственную гражданскую службу Смоленской области направляют запросы в налоговые органы на предмет наличия указанных служащих в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Кроме того, органом исполнительной власти Смоленской области по управлению государственной гражданской службой Смоленской области рекомендовано кадровым службам органов исполнительной власти Смоленской области организовывать периодические проверки осуществления гражданскими служащими предпринимательской деятельности или участия в управлении коммерческими организациями. В ходе проведенных проверок в 2009 году фактов нарушения законодательства не выявлено.
Ежеквартально осуществляется подготовка информации о ходе реализации мер по противодействию коррупции в Смоленской области в адрес полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе и главного федерального инспектора в Смоленской области.
В рамках реализации мер по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению в 2009 году органами исполнительной власти проведена следующая работа.
Администрацией Смоленской области организовано взаимодействие с председателем Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» П.В. Крашенинниковым; в Смоленской области создано Смоленское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».
На совместном заседании Администрации Смоленской области и Смоленской Торгово-промышленной палаты 20 января 2009 года рассмотрен вопрос об организации работы Администрации Смоленской области и Смоленской Торгово-промышленной палаты по противодействию коррупции и формированию в обществе и органах исполнительной власти Смоленской области уважительного отношения к частной собственности.
Средствам массовой информации в Смоленской области рекомендовано вести постоянные рубрики и передачи, разъясняющие права граждан. Информационные материалы по повышению правовой культуры населения в региональных и районных средствах массовой информации публикуются под рубриками: «Закон и порядок», «Человек и закон», «Правовая информация», «ОВД разъясняет», «ГИБДД информирует», «Прокуратура информирует», «Прокуратура разъясняет», «Налоговая служба разъясняет», «Пенсионный фонд информирует», «Территория Закона», «Из кабинета следователя», «Правовая культура», «Правопорядок», «Из зала суда», «Законодательство», «Пресс-служба УВД информирует», «Юридическая помощь», «Вы просили – мы узнали». Кроме того, в Год молодежи средства массовой информации уделяют особое внимание пропаганде правовой культуры среди подростков и молодежи. В таких публикациях, как «Твои права, подросток», «Юридический ликбез для молодежи», «Наши дети и транспортный мир», «Дети на дорогах», разъясняются права и обязанности подрастающего поколения.
В рамках плана противодействия коррупции в органах исполнительной власти Смоленской области в средствах массовой информации освещается деятельность органов исполнительной власти Смоленской области, а также меры, принимаемые Администрацией Смоленской области по противодействию коррупции. Со средствами массовой информации в 2009 году заключен 21 государственный контракт на информационное сопровождение реализуемой на территории Смоленской области государственной политики в различных сферах деятельности. Деятельность органов исполнительной власти ежедневно освещается: 7 региональными газетами, региональным журналом, региональным сайтом, региональной радиопрограммой, региональной телерадиокомпанией, 3 городскими телекомпаниями, 6 районными телекомпаниями, федеральным информационным агентством. Созданы и еженедельно выходят в эфир 4 авторских телевизионных передачи о деятельности Администрации Смоленской области: «Губернские вести», «Смоленская площадь», «Главная тема», «От первого лица». Кроме того, деятельность органов исполнительной власти Смоленской области освещается в 26 районных газетах и региональном журнале, соучредителем которых является Аппарат Администрации Смоленской области.
Информационные материалы по повышению правовой культуры населения в региональных и районных средствах массовой информации публикуются в рубриках: «Актуально», «Коррупция», «Закон и порядок», «Человек и закон», «Правовая информация», «ОВД разъясняет», «ГИБДД информирует», «Прокуратура информирует», «Прокуратура разъясняет», «Налоговая служба разъясняет», «Территория Закона», «Из кабинета следователя», «Правовая культура», «Правопорядок», «Из зала суда», «Законодательство», «Пресс-служба УВД информирует», «Юридическая помощь», «Вы просили – мы узнали».
В 2009 году в средствах массовой информации Смоленской области опубликовано более 150 материалов, посвященных противодействию коррупции, под заголовками: «Факты региональной коррупции», «Бизнес и коррупция», «Преодолеть несовпадение интересов общества, бизнеса и власти», «Кто остановит коррупцию?», «Бизнес против коррупции», «Борьба с врагом №1», «Организовать борьбу со злом», «Несовершенство законов – основа коррупции», «Противодействие коррупции», «Удар по «мохнатым лапам», «Проблемы, которые требуют решения», «Губернатор не удовлетворен работой по профилактике коррупции в регионе», «Заседание Совета по борьбе с преступностью и коррупцией» «Законодательство в борьбе с коррупцией» и т.д.
В этот же период в эфир вышло более 50 радио- и телепередач под заголовками: «Преступления коррупционной направленности», «Власть против коррупции», «Усиление ответственности», «Чиновник и взятка», «Прокуратура выяснила, где в Смоленской области самые коррумпированные чиновники» и другие.
Проведен обучающий семинар с государственными гражданскими служащими Смоленской области по вопросам соблюдения требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В Администрации Смоленской области организовано информирование потенциальных инвесторов о государственной поддержке инвестиционной деятельности, об инвестиционных площадках на территории Смоленской области. Информация о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области, об инвестиционных площадках на территории Смоленской области размещена на официальном сайте Департамента экономического развития и торговли Смоленской области и постоянно обновляется. Консультации по процедуре предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности осуществлялись в письменной форме, при личном контакте, по телефону, посредством электронной почты.
В рамках совершенствования системы подготовки и повышения квалификации гражданских служащих по вопросам предупреждения коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в 2009 году проведена следующая работа:
1) разработана и утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 08.10.2008 № 549 долгосрочная областная целевая программа «Государственная поддержка развития кадрового потенциала органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области» на 2009- 2012 годы;
2) разработана и утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 08.10.2008 № 548 долгосрочная областная целевая программа «Государственная поддержка развития местного самоуправления в Смоленской области» на 2009 - 2012 годы;
3) проведен семинар в муниципальном образовании «Кардымовский район» Смоленской области с участием представителей органов местного самоуправления сельских поселений Кардымовского района Смоленской области по вопросу антикоррупционной деятельности в органах местного самоуправления муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области;
4) в соответствии с планом-графиком проведения семинаров для работников органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в 2009 году, утвержденным первым заместителем Губернатора Смоленской области А.И. Логутовым, в мае – июне 2009 года проведены выездные однодневные кустовые обучающие семинары для глав муниципальных образований сельских поселений Смоленской области по вопросу о противодействии коррупции. В семинарах принимали участие специалисты органов исполнительной власти Смоленской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В 2009 году Департаментом Смоленской области по образованию и науке организовано и проведено совещание с ректорами и директорами филиалов вузов, расположенных на территории Смоленской области, по вопросам повышения профессионального уровня юридических кадров.
В учебные планы вузов, находящихся на территории Смоленской области, осуществляющих обучение по юридической специальности и подготовку кадров для органов государственного и муниципального управления, включены программы, раскрывающие современные подходы к решению вопросов по противодействию коррупции. Так, в Международном юридическом институте при Министерстве юстиции Российской Федерации (Смоленский филиал) отдельным разделом в дисциплину «Борьба с организованной преступностью» включены вопросы противодействия коррупции.
В Смоленском филиале ГОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» в рамках учебной дисциплины «Криминология» часть лекций посвящена данной проблеме.
В вышеуказанных вузах научно-исследовательская работа, проводимая по ряду дипломных проектов, также посвящена теме борьбы с коррупцией.
В рамках подготовки кадров для органов государственного и муниципального управления:
- в ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет» преподается спецкурс «Правовые и морально-этические аспекты борьбы с коррупцией» (объем - 34 часа), по ряду дисциплин, в том числе «Муниципальное право», «Управление персоналом», «Система государственного и муниципального управления», включены блоки, раскрывающие сущность борьбы с коррупцией;
- в НГО ВПО «Смоленский гуманитарный университет» организованы курсы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по темам: «Государственная программа борьбы с коррупционной деятельностью», «Комментарии к Федеральному закону «О противодействии коррупции».
В рамках подготовки кадров по специальности «Государственное и муниципальное управление» проводятся факультативные курсы и модули учебных дисциплин, содержащие практику применения антикоррупционных мер в управлении.
В целях повышения информационной открытости деятельности органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области созданы Интернет-сайты указанных органов. Осуществляется поддержка и обновление английской версии Интернет-портала Администрации Смоленской области, виртуальной приемной и WAP-сайта Администрации Смоленской области.
Внедрена система автоматизированной публикации нормативных правовых актов Администрации Смоленской области.
Для развития региональной системы доступа граждан к правовой информации созданы пункты деловой и правовой информации в библиотеках в Угранском районе, Шумячском районе, Сафоновском районе, Рославльском районе, Хиславичском районе, Темкинском районе, Новодугинском районе.
В 2009 году руководителями и кадровыми службами органов исполнительной власти осуществлялся постоянный контроль за соблюдением государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885.
Кадровыми службами организовывались периодические проверки достоверности представляемых гражданами (государственными гражданскими служащими Смоленской области) персональных данных в части наличия неснятой или непогашенной судимости (направление соответствующих запросов в УВД по Смоленской области), достоверности представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (направление соответствующих запросов в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области, иные налоговые органы), наличия гражданства другого государства (направление соответствующих запросов в Управление Федеральной миграционной службы по Смоленской области).
Распоряжением заместителя Губернатора – руководителя Аппарата Администрации Смоленской области от 21.12.2007 № 801-р утвержден Порядок проведения проверок соблюдения законодательства по вопросам государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Смоленской области.
В соответствии с графиком проведения проверок соблюдения законодательства по вопросам государственной гражданской службы на 2009 год сотрудниками Управления государственной гражданской службы и кадровой политики Аппарата Администрации Смоленской области проводились выборочные проверки органов исполнительной власти Смоленской области на предмет соблюдения законодательства о государственной гражданской службе, в том числе в части соблюдения гражданскими служащими предусмотренных законодательством ограничений. В 2009 году проверены: Департамент Смоленской области по культуре, Департамент Смоленской области по лесному хозяйству, Главное управление ветеринарии Смоленской области, Главное управление информационных технологий и связи Смоленской области, Главное управление государственного заказа Смоленской области.
Нарушений законодательства в части несоблюдения государственными гражданскими служащими предусмотренных законодательством ограничений выявлено не было. Случаев коррупционных проявлений в действиях должностных лиц органов исполнительной власти Смоленской области не выявлено.
По состоянию на 31.12.2009 к информационным ресурсам Интранет-сети, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной и законодательной власти Смоленской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, подключено 2 533 организации-пользователя (по состоянию на 01.10.2009 – 2 418 организаций-пользователей). Сеть предоставляет населению возможность пользоваться нормативными правовыми базами данных, социально-экономической, статистической, справочной информацией, информацией сайтов органов власти. Собственные сайты в сети Интернет и региональной сети «Интранет» имеют все органы исполнительной власти и органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Смоленской области. О росте интереса населения к информационным ресурсам Интернет-портала Администрации Смоленской области свидетельствует статистика посещаемости: за 11 месяцев 2009 года на портал обратилось более 589 тыс. посетителей, посещаемость портала выросла на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
В целях упрощения процесса получения государственных услуг, снижения нагрузки на заявителей по сбору, согласованию, заполнению и представлению документов, необходимых для получения указанных услуг, в целях сокращения сроков предоставления государственных услуг, обеспечения повышения уровня комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг путем применения системы «одного окна» (взаимодействие, необходимое для оказания услуги, включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т.п., проходит без участия заявителя) и электронного обмена информацией в г. Рославле 01.04.2009 открыт многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в который в 2009 году обратились 11 408 человек (383 гражданам оказаны информационные услуги, у 200 человек приняты документы).
В течение 2009 года продолжалось внедрение системы электронного документооборота; с 15 декабря 2009 года во всех органах исполнительной власти внедрена система электронного делопроизводства с электронной цифровой подписью, организован переход на безбумажный документооборот.
Среди приоритетных задач антикоррупционной политики на 2010 год можно выделить следующие:
- реализация организационно-правовых мер по противодействию коррупции;
- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
- разработка и внедрение антикоррупционных механизмов в рамках кадровой политики, реализуемой в органах исполнительной власти;
- разработка механизмов, способствующих совершенствованию организации деятельности органов исполнительной власти Смоленской области в сфере противодействия коррупции;
- реализация мер по противодействию коррупции, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства;
- формирование у государственных гражданских служащих Смоленской области, граждан нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям;
- повышение информационной открытости органов исполнительной власти Смоленской области.
Необходимо отметить, что, несмотря на принимаемые меры, проблема коррупции в Смоленской области, как и в стране в целом, достаточно актуальна, о чем свидетельствуют данные проведенных социологических исследований и интернет-опросов населения. Для решения этой проблемы необходима планомерная, настойчивая и длительная работа.