- Главная
- Отчет за 2011 год
Отчет за 2011 год
ОТЧЕТ
о реализации органами исполнительной власти
Смоленской области мер в сфере противодействия коррупции
за 2011 год
Коррупция, ее характер, масштабы, специфика и особенности развития являются следствием общих нерешенных современных государственно-политических, социальных и экономических проблем страны. Сегодня Россия по уровню коррупции находится на 143-м месте (из 193 стран).
Важная особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, - двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно неприемлемой. Это всячески поддерживается и обыденной моралью, и прессой, и политической практикой, эксплуатирующей антикоррупционную тематику.
Уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы и устраняя условия, ее порождающие. Однако коррупция может выступать в несколько необычной роли, а именно как индикатор, позволяющий видеть, насколько успешно или, наоборот, неэффективно государство справляется с поставленными целями и задачами в области регулирования экономической жизни общества.
В 2011 году в Смоленской области выявлено 258 преступлений коррупционной направленности (в 2010 году – 402), из них по фактам взяточничества – 111 преступлений (в 2010 году – 121).
За этот же период по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 195 уголовных дел (в 2010 году - 91), а с учетом соединения в одно производство – 90 уголовных дел (в 2010 году – 68). За 2011 год окончено производством 84 уголовных дела (в 2010 году – 70), из них направлено в суд 74 дела (в 2010 году – 62) в отношении 81 лица (в 2010 году – 70).
В прошедшем году судами Смоленской области рассмотрено 79 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 83 лиц (в 2010 году – 60 дел в отношении 65 лиц). С постановлением обвинительного приговора рассмотрено 69 уголовных дел (в 2010 году – 54) в отношении 73 лиц (в 2010 году – 59 лиц).
По данной категории дел осуждены: 6 сотрудников УФСИН по Смоленской области (в 2010 году – 3 сотрудника), 2 сотрудника УФССП по Смоленской области (в 2010 году – 1 сотрудник), 1 сотрудник ГИБДД (в 2010 году – 2 сотрудника), 5 медицинских работников (4 врача, 1 медсестра) (в 2010 году – 4 медицинских работника), 2 сотрудника отдела Управления Россельхознадзора по Смоленской области (в 2010 году – 0), 1 заместитель Главы Администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области (в 2010 году – 0), 4 преподавателя (в 2010 году – 2 преподавателя), 1 главный бухгалтер (в 2010 году – 0), 4 сотрудника УМВД по Смоленской области (в 2010 году – 5 сотрудников), 2 должностных лица коммерческой организации (в 2010 году – 3 лица), 1 директор областного государственного унитарного предприятия, 1 начальник Департамента Смоленской области по здравоохранению (в 2010 году – 0), 1 лесничий (в 2010 году – 2 лесничих), 34 водителя (в 2010 году – 27 водителей), 1 Глава города Смоленска (в 2010 году – 0), 1 советник Главы города Смоленска (в 2010 году – 1 советник), 1 депутат Совета депутатов сельского поселения и другие лица.
В 2011 году в Смоленской области приняты следующие правовые акты по вопросам противодействия коррупции:
- Указ Губернатора Смоленской области от 18.01.2011 № 1 «Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Смоленской области и урегулированию конфликтов интересов»;
- Указ Губернатора Смоленской области от 03.08.2011 № 44 «О внесении изменений в Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Смоленской области и урегулированию конфликтов интересов»;
- постановление Администрации Смоленской области от 18.01.2011 № 14 «О признании утратившим силу постановления Администрации Смоленской области от 09.09.2010 № 541»;
- постановления Администрации Смоленской области от 16.02.2011 № 77, от 27.07.2011 № 437, от 29.08.2011 № 514, от 11.11.2011 № 725, вносящие изменения в долгосрочную областную целевую программу «Противодействие коррупции в Смоленской области» на 2010-2012 годы;
- постановления Администрации Смоленской области от 21.02.2011 № 90, от 22.08.2011 № 499, от 30.11.2011 № 777, от 21.12.2011 № 846, вносящие изменения в перечень должностей государственной гражданской службы Смоленской области, замещаемых в органах исполнительной власти Смоленской области, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, участки недр); управление государственным имуществом Смоленской области; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов;
- постановление Администрации Смоленской области от 25.03.2011 № 175 «Об утверждении Положения о ежегодном конкурсе среди журналистов Смоленской области на всестороннее и объективное информирование населения о проблемах противодействия коррупции, а также о фактах проявления коррупции на территории Смоленской области»;
- постановления Администрации Смоленской области от 22.08.2011 № 498, от 30.11.2011 № 779, вносящие изменения в перечень должностей государственной гражданской службы Смоленской области в органах исполнительной власти Смоленской области, в аппарате Уполномоченного по правам человека в Смоленской области, замещение которых налагает на гражданина ограничения при заключении трудового договора после увольнения с государственной гражданской службы Смоленской области;
- распоряжение Губернатора Смоленской области от 15.02.2011 № 143-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Смоленской области от 15.07.2009 № 735-р»;
- распоряжения Губернатора Смоленской области от 18.04.2011 № 472-р, от 25.11.2011 № 1700-р, вносящие изменения в состав Совета по противодействию коррупции;
- распоряжение Администрации Смоленской области от 02.11.2011 № 1900-р/адм «О внесении изменения в распоряжение Администрации Смоленской области от 08.11.2010 № 1594-р/адм».
С 2010 года органами исполнительной власти Смоленской области (далее также – органы исполнительной власти) осуществляется реализация мероприятий долгосрочной областной целевой программы «Противодействие коррупции в Смоленской области» на 2010-2012 годы (далее также – Программа), утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 30.09.2009 № 588.
На реализацию Программы из областного бюджета выделено 3 600 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 1 200 тыс. рублей. Указанные денежные средства освоены в полном объеме.
Цели Программы - снижение уровня коррупции при исполнении органами исполнительной власти государственных функций и предоставлении ими государственных услуг; устранение причин и условий, порождающих коррупционные правонарушения.
Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:
- реализация организационно-правовых мер по противодействию коррупции;
- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
- разработка и внедрение антикоррупционных механизмов в рамках кадровой политики, реализуемой в органах исполнительной власти Смоленской области;
- разработка механизмов, способствующих совершенствованию организации деятельности органов исполнительной власти Смоленской области в сфере противодействия коррупции;
- реализация мер по противодействию коррупции, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства;
- формирование у государственных гражданских служащих Смоленской области, граждан нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям;
- повышение информационной открытости органов исполнительной власти Смоленской области.
Целевые показатели Программы:
- снижение доли граждан, сталкивающихся с проявлениями коррупции, - не менее 1 процента ежегодно (показатель определяется по результатам социологических исследований, проводимых организацией, имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности, и сравнивается с показателем аналогичного периода прошлого года; доля граждан, сталкивающихся с проявлениями коррупции, рассчитывается как отношение количества опрошенных, столкнувшихся с проявлениями коррупции, к общему количеству опрошенных; выражается в процентах);
- снижение уровня коррупции при исполнении органами исполнительной власти Смоленской области государственных функций и предоставлении ими государственных услуг - не менее 1 процента ежегодно (показатель определяется по результатам социологических исследований, проводимых организацией, имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности, и сравнивается с показателем аналогичного периода прошлого года; уровень коррупции при исполнении органами исполнительной власти Смоленской области государственных функций и предоставлении ими государственных услуг определяется исходя из отношения количества опрошенных получателей государственных услуг, столкнувшихся с проявлениями коррупции в ходе исполнения органами исполнительной власти Смоленской области государственных функций и предоставления ими государственных услуг, к общему количеству опрошенных; выражается в процентах).
В рамках реализации организационно-правовых мер по противодействию коррупции в 2011 году проведена следующая работа.
В течение 2011 года Аппаратом Администрации Смоленской области совместно с Главным управлением информационной политики и общественных связей Смоленской области осуществлялось предусмотренное Программой информирование населения Смоленской области о целях, задачах и мероприятиях Программы, в том числе с использованием средств массовой информации, с которыми в 2011 году заключено 35 государственных контрактов на оказание услуг по информационному сопровождению реализации на территории Смоленской области государственной политики в различных сферах деятельности, включая освещение мер по противодействию коррупции в регионе (в 2010 году заключено 28 аналогичных государственных контрактов). Информационное сопровождение деятельности органов исполнительной власти Смоленской области по противодействию коррупции осуществлялось на 3 региональных телеканалах, в федеральных и областных газетах и журналах; 26 районных газет регулярно размещали информационные материалы по указанной теме. В печатных средствах массовой информации опубликовано 211 материалов по данной тематике (в 2010 году - около 150).
В соответствии со статьей 7 областного закона от 28.05.2009 № 34-з «О противодействии коррупции в Смоленской области» издано распоряжение Администрации Смоленской области от 04.02.2010 № 90-р/адм «Об утверждении Порядка подготовки отчета о реализации органами исполнительной власти Смоленской области мер в сфере противодействия коррупции». В 2011 году в установленные сроки подготовлен отчет о реализации органами исполнительной власти Смоленской области мер в сфере противодействия коррупции за 2010 год, который рассмотрен за заседании Администрации Смоленской области и направлен в адрес прокурора Смоленской области, председателя Смоленской областной Думы, официально опубликован в газете «Смоленская газета» (2011, 9 апреля, № 37 (765), а также размещен на сайте «Противодействие коррупции в Смоленской области» на Интернет/Интранет-порталах Администрации Смоленской области.
Распоряжением Губернатора Смоленской области от 15.07.2009 № 735-р (в редакции распоряжения Губернатора Смоленской области от 25.11.2011 № 1700-р) создан Совет по противодействию коррупции (далее – Совет), утверждены Положение о Совете и его состав. В 2011 году на заседаниях Совета рассмотрены следующие вопросы:
- об эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции органами государственной власти и местного самоуправления Смоленской области в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции и Национальной стратегии противодействия коррупции на 2010-2011 годы по итогам работы за 2010 год;
- о состоянии законности и практике исполнения законодательства в сфере антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых государственными и муниципальными ветвями власти;
- о ходе реализации долгосрочной областной целевой программы «Противодействие коррупции в Смоленской области» на 2010-2012 годы;
- организационные меры, принимаемые органами исполнительной власти Смоленской области по обеспечению контроля за расходованием денежных средств, выделенных для подготовки к празднованию 1150-летия со дня основания города Смоленска;
- о результатах взаимодействия правоохранительных органов и органов исполнительной власти по предупреждению, выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности.
Также в порядке контроля рассмотрены вопросы:
- о принимаемых мерах по предупреждению, выявлению и пресечению коррупции и сокращению бюджетных расходов при закупке продукции для государственных нужд;
- о результатах проверки органов исполнительной власти Смоленской области, муниципальных районов (городских округов) Смоленской области (далее также – муниципальные районы (городские округа) по вопросам организации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В Администрации Смоленской области функционирует «телефон доверия» Администрации Смоленской области для получения информации о проявлениях коррупции в органах исполнительной власти Смоленской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее также – органы местного самоуправления) в соответствии с Положением о «телефоне доверия», утвержденным распоряжением Администрации Смоленской области от 13.09.2010 № 1294-р/адм. За 2011 год на «телефон доверия» поступило 160 звонков, что на 57 процентов меньше, чем в 2010 году (375 звонков). Обращений по конкретным фактам коррупционных проявлений в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления не поступало. Большая часть обращений носила бытовой характер. Заявителям были даны устные рекомендации по обращению в соответствующие органы и организации Смоленской области.
За 2011 год в отдел региональной безопасности и противодействия коррупции Аппарата Администрации Смоленской области (далее - отдел региональной безопасности и противодействия коррупции) поступило 20 обращений граждан о наличии возможных коррупционных факторов в деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (за 2010 год – 31 обращение), проведены соответствующие проверки, в ходе которых коррупционные факторы не выявлены. Ответы заявителям даны в установленные законом сроки. Кроме того, сайт «Противодействие коррупции в Смоленской области» на Интернет/Интранет-порталах Администрации Смоленской области предоставляет посетителям возможность направить письменные сообщения, связанные с коррупционными проявлениями в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления.
Следует отметить, что в 2011 году органами исполнительной власти продолжалась реализация мероприятий планов по противодействию коррупции, органами местного самоуправления – планов (программ) по противодействию коррупции. Контроль за их исполнением возложен на отдел региональной безопасности и противодействия коррупции. Кроме того, в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления назначены лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений. В органах исполнительной власти проведены проверки положений об органах исполнительной власти, их структурных подразделениях, а также должностных регламентов государственных гражданских служащих Смоленской области в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Таких положений выявлено не было.
В ноябре - декабре 2011 года в рамках Программы Смоленским гуманитарным университетом было проведено социологическое исследование на тему «Мнение населения Смоленской области об уровне коррупции в органах исполнительной власти региона». Опрошены 502 респондента на территории Смоленской области, в том числе в городе Смоленске и шести муниципальных районах.
Доля граждан, столкнувшихся с проявлениями коррупции в 2011 году, составила 65,9 процента от общего числа опрошенных (в 2010 году значение данного показателя составляло 41 процент). Уровень коррупции в ходе исполнения органами исполнительной власти Смоленской области государственных функций и предоставления ими государственных услуг за этот же период составил 53 процента (в 2010 году - 34 процента). Рост значений целевых показателей обусловлен прежде всего тем, что социологические исследования были проведены разными организациями (в 2010 году - филиалом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловская региональная академия государственной службы» в г. Смоленске, в 2011 году - негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет»), расширенной географией опроса (в 2011 году он проведен в 7 муниципальных районах, в 2010 году - в 4), различной структурой и содержанием анкет для проведения опроса населения.
Одновременно в 2011 году на сайте «Противодействие коррупции в Смоленской области» на Интранет/Интернет-порталах Администрации Смоленской области были проведены опросы посетителей сайта по указанной тематике.
На вопрос, связанный с распространением коррупции среди должностных лиц Смоленской области:
- 80 процентов граждан, принявших участие в опросе, ответили, что большинство должностных лиц имеет отношение к коррупционным проявлениям (в 2010 году - 82 процента);
- 11 процентов респондентов - что меньшинство должностных лиц имеет отношение к коррупционным проявлениям (в 2010 году - 9 процентов);
- 9 процентов опрошенных затруднились ответить (в 2010 году - 9 процентов).
По мнению опрошенных, для борьбы с коррупцией необходимо:
- обеспечение достойного уровня жизни населения - 23 процента опрошенных (в 2010 году - 21 процент);
- неукоснительное соблюдение требований действующего законодательства - 39 процентов респондентов (в 2010 году - 39 процентов);
- эффективная работа правоохранительных органов - 38 процентов опрошенных (в 2010 году - 40 процентов).
По вопросу о сферах деятельности, в которых преобладают коррупционные проявления, мнения респондентов распределились следующим образом:
- в экономической сфере (экономика, инвестиции, промышленность, торговля, имущество, государственный заказ, земля) – 73 процента (в 2010 году - 72 процента);
- в социальной сфере (здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, социальное развитие, занятость населения, молодежная политика) – 15 процентов (в 2010 году - 15 процентов);
- в сфере лесного, сельского хозяйства, природных ресурсов, охраны объектов животного мира – 5 процентов (в 2010 году - 5 процентов);
- другое – 7 процентов (в 2010 году - 8 процентов).
По мнению 68 процентов опрошенных, средства массовой информации не оказывают влияния на работу по противодействию коррупции в регионе; 21 процент респондентов считает, что влияние средств массовой информации на работу по противодействию коррупции положительное; 11 процентов затруднились ответить (в 2010 году - соответственно 68 процентов, 20 процентов и 12 процентов).
72 процента опрошенных заявили, что им известны конкретные факты коррупционных проявлений среди государственных гражданских служащих Смоленской области (в 2010 году - 74 процента); 28 процентов респондентов ответили, что такие факты им неизвестны (в 2010 году - 26 процентов).
Таким образом, результаты Интернет/Интранет-опросов показывают одинаковую динамику мнения населения о коррупции в Смоленской области и в 2011 году, и в 2010 году.
За 2011 год специалистами Правового департамента Смоленской области проведена антикоррупционная экспертиза:
- 245 законопроектов (за 2010 год - 214 законопроектов);
- 100 проектов указов Губернатора Смоленской области (за 2010 год - 49 проектов указов Губернатора Смоленской области);
- 1 539 проектов постановлений Администрации Смоленской области (за 2010 год – 1 427 проектов постановлений Администрации Смоленской области).
По результатам антикоррупционной экспертизы проектов указанных областных нормативных правовых актов письменные заключения на предмет их коррупциогенности не оформлялись. Выявленные замечания были устранены в рабочем порядке.
Одновременно с выявлением коррупциогенных факторов при проведении правовой экспертизы проектов областных нормативных правовых актов Правовой департамент Смоленской области в ходе осуществления правового мониторинга действующих нормативных правовых актов Администрации Смоленской области и Губернатора Смоленской области анализирует их и на наличие заложенной в правовых нормах возможности способствования коррупциогенным проявлениям в процессе реализации таких норм.
В рамках разработки и внедрения антикоррупционных механизмов в рамках кадровой политики, реализуемой в органах исполнительной власти Смоленской области, в 2011 году проведена следующая работа.
В 2011 году кадровыми службами органов исполнительной власти Смоленской области осуществлен сбор от государственных гражданских служащих Смоленской области, включенных в перечень должностей государственной гражданской службы Смоленской области, замещаемых в органах исполнительной власти Смоленской области, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, участки недр); управление государственным имуществом Смоленской области; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов, утвержденный постановлением Администрации Смоленской области от 28.08.2009 № 499 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 21.12.2011 № 846), справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего и справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Кроме того, кадровыми службами органов исполнительной власти Смоленской области осуществляется постоянный контроль за предоставлением соответствующих сведений гражданами, претендующими на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Смоленской области, при назначении на должность.
В соответствии с графиком проведения проверок соблюдения законодательства по вопросам государственной гражданской службы на 2011 год сотрудниками Управления государственной гражданской службы и кадровой политики Аппарата Администрации Смоленской области проводились проверки органов исполнительной власти Смоленской области на предмет соблюдения законодательства о государственной гражданской службе, в том числе в части соблюдения государственными гражданскими служащими предусмотренных законодательством ограничений. Так, в 2011 году проверки были проведены в Департаменте Смоленской области по социальному развитию, Департаменте Смоленской области по жилищно-коммунальному хозяйству, Департаменте Смоленской области по вопросам местного самоуправления, Департаменте Смоленской области по сельскому хозяйству, Главном управлении информационной политики и общественных связей Смоленской области. Выявленные нарушения были устранены в установленные сроки.
В соответствии с федеральным законодательством в Смоленской области планомерно проводится работа по формированию кадрового резерва на конкурсной основе. Постановлением Администрации Смоленской области от 31.10.2006 № 380 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 31.12.2009 № 837) утверждено Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Смоленской области, в соответствии с которым формируются на конкурсной основе кадровый резерв государственных органов Смоленской области и кадровый резерв Смоленской области. Работа с кадровым резервом проводится в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих и планами кадровой работы соответствующего государственного органа, предусматривающими практическую подготовку и обучение кадрового резерва. Так, за 2011 год в кадровый резерв Смоленской области зачислено 359 человек (за 2010 год – 908 человек), из них 74 человека назначены на должности (за 2010 год – 115 человек). Одновременно ведется работа по формированию резерва управленческих кадров Смоленской области. Сформирован резерв численностью 155 человек (в 2010 году - 155 человек), назначение получили 70 человек (в 2010 году - 51 человек).
За 2011 год проведен конкурсный отбор на 65 вакантных должностей (в 2010 году – на 26 вакантных должностей), для участия в котором были приняты документы более чем от 200 претендентов (в 2010 году – от 113 претендентов). При проведении конкурсного отбора осуществлялась проверка достоверности представляемых гражданами сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, были направлены соответствующие запросы в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области, Управление Федеральной миграционной службы по Смоленской области. В ходе проведенных проверок фактов нарушения законодательства не выявлено.
Вопросы, связанные со служебной этикой и предупреждением коррупционных действий должностных лиц государственных органов; основными положениями действующего законодательства по противодействию коррупции; вопросы, связанные с юридической ответственностью за коррупцию, урегулированием конфликта интересов и созданием механизмов его урегулирования, являются неотъемлемой частью программ курсов повышения квалификации и курсов профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих Смоленской области.
Так, в 2011 году в регионе проводилась активная работа по обучению государственных гражданских служащих Смоленской области и муниципальных служащих Смоленской области, а также лиц, состоящих в кадровом резерве на замещение должностей муниципальной службы Смоленской области, лиц, состоящих в кадровом резерве на замещение должностей государственной гражданской службы Смоленской области, по антикоррупционной тематике. Так, для лиц, состоящих в кадровом резерве на замещение вакантных должностей муниципальной службы, были организованы курсы повышения квалификации по направлению «Особенности муниципального управления», на которых рассматривался вопрос «Противодействие коррупции в органах местного самоуправления, в том числе «бытовой» (12-14 апреля 2011 года). Этот же вопрос рассмотрен на курсах повышения квалификации по направлению «Управление социальной сферой муниципального образования», организованных для заместителей руководителей исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области, курирующих вопросы социальной сферы (22-24 марта 2011 года).
В 2011 году вопросы противодействия коррупции на муниципальном уровне рассматривались на краткосрочных курсах повышения квалификации, организованных на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет», по темам:
- «Особенности деятельности органов местного самоуправления в системе муниципального управления»;
- «Место и роль местной администрации в системе муниципального управления».
На вышеуказанных курсах обучение прошли 192 муниципальных служащих, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
С 12.12.2011 для государственных гражданских служащих Смоленской области, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах исполнительной власти Смоленской области, были организованы курсы повышения квалификации по программе «Профилактика коррупции в государственном управлении» в объеме 18 часов (для 35 государственных гражданских служащих) и 1 государственный гражданский служащий прошел курсы повышения квалификации в объеме 40 часов по программе «Антикоррупционные технологии в профессиональной деятельности государственных служащих» на базе Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
В муниципальном образовании «Кардымовский район» Смоленской области в феврале-марте 2011 года проведено социологическое исследование среди населения района на тему «Диагностика проблемы коррупции в Кардымовском районе Смоленской области». Исследование проводилось Администрацией указанного района совместно с Московским межотраслевым институтом коммунальных стратегий в форме анкетирования; отчет о результатах этого исследования размещен на официальном сайте указанного муниципального района.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» приказами руководителей соответствующих органов во всех органах исполнительной власти и во всех муниципальных образованиях назначены лица (в одном органе исполнительной власти – подразделение), ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» в соответствии со структурой органов исполнительной власти Смоленской области, утвержденной распоряжением Губернатора Смоленской области от 15.02.2011 № 147-р, созданы:
- комиссия при Администрации Смоленской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Смоленской области и урегулированию конфликта интересов (распоряжение Администрации Смоленской области от 08.11.2010 № 1594-р/адм);
- 31 комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Смоленской области и урегулированию конфликтов интересов в органах исполнительной власти Смоленской области;
- комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Смоленской области и урегулированию конфликтов интересов в Смоленской областной Думе, в избирательной комиссии Смоленской области, в аппарате Уполномоченного по правам человека в Смоленской области.
Так, в 2011 году проведено 9 заседаний вышеуказанных комиссий.
В 270 органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области образованы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов, утвержден состав названных комиссий. В 2011 году проведено 46 заседаний указанных комиссий.
Информация о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, созданных в органах исполнительной власти и в муниципальных образованиях, при Администрации Смоленской области, размещена на официальных Интернет/Интранет-сайтах указанных органов.
В рамках разработки механизмов, способствующих совершенствованию организации деятельности органов исполнительной власти Смоленской области в сфере противодействия коррупции, в 2011 году проведена следующая работа.
В 2011 году Главным контрольным управлением Смоленской области проведено 19 плановых и 12 внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Общее количество составленных протоколов об административном правонарушении – 66, из них: составленных в ходе проведенных плановых и внеплановых проверок соблюдения законодательства о размещении заказов на должностных и юридических лиц – 63; за неуплату административного штрафа в предусмотренный законом срок – 3.
По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях начальником Главного контрольного управления Смоленской области вынесено 68 постановлений (в том числе 5 - по делам, возбужденным прокурорами), из них: о прекращении производства по делу об административном правонарушении – 52 (из них: крайняя необходимость - 7; малозначительность - 41; истечение срока давности привлечения к административной ответственности - 3, отсутствие состава административного правонарушения - 1), о назначении административного наказания – 16.
Количество протоколов об административных правонарушениях, направленных на рассмотрение судье, - 3.
Общая сумма штрафов на должностных лиц в 2011 году составила 350 000 руб. (с учетом отменных судами постановлений - 395 000 руб.).
Уплачено в доход областного бюджета с учетом штрафов, наложенных в 2010 году, 403 000 руб. (из них 350 000 руб. - по постановлениям о назначении административного наказания, вынесенным в 2011 году, 53 000 руб. - по постановлениям о назначении административного наказания, вынесенным в 2010 году).
Важную роль в деятельности органов исполнительной власти играет разработка и внедрение административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций. Это способствует дебюрократизации управленческих процессов и минимизации государственного вмешательства в частноправовые отношения, повышению качества, оперативности оказания социально значимых услуг в Смоленской области. Так, в Смоленской области разработан и внедрен 61 административный регламент предоставления государственных услуг, в том числе 5 административных регламентов разработаны и утверждены в 2011 году.
На портале государственных и муниципальных услуг (функций) Смоленской области (http://67.gosuslugi.ru) размещены информация о 1013 государственных услугах (за 2010 год – о 199 государственных услугах), из них федеральных – 490; региональных – 209; муниципальных – 314; описание 1137 организации, из них федеральных – 511; региональных – 165; муниципальных – 459.
В 2011 году проверки качества бюджетных услуг, оказываемых областными государственными учреждениями, проведены Департаментом Смоленской области по социальному развитию, Департаментом государственной службы занятости населения Смоленской области, Департаментом Смоленской области по здравоохранению, Департаментом Смоленской области по культуре, Департаментом Смоленской области по образованию и науке, Департаментом Смоленской области по природным ресурсам, Департаментом спорта, туризма и молодежной политики Смоленской области.
В 2011 году Главным управлением государственного заказа Смоленской области организованы и проведены мероприятия (семинары, выступления) с участием государственных заказчиков Смоленской области по вопросам, связанным с размещением государственных заказов, а именно:
- семинар с государственными гражданскими служащими Смоленской области на тему «Организация проведения государственных закупок в электронной форме. Работа на электронных площадках»;
- обучающий семинар с участием представителей ЗАО «Сбербанк-АСТ» и ООО «Технология» «Ключевые аспекты работы на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов» для специалистов органов исполнительной власти Смоленской области, отвечающих за размещение государственных заказов;
- совместно с Департаментом Смоленской области по здравоохранению проведен семинар - совещание по вопросу организации и проведения закупок для нужд областных бюджетных учреждений здравоохранения Смоленской области путем проведения открытых аукционов в электронной форме и запросов котировок цен в программном комплексе АИС ГЗ и на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru;
- семинар-совещание для областных государственных учреждений, подведомственных Департаменту Смоленской области по образованию и науке, по вопросам формирования плана закупок, организации и проведения открытых аукционов в электронной форме, запроса котировок цен, работы на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru и на ЭТП ЗАО «Сбербанк-АСТ», в автоматизированной информационной системе государственного заказа АИС ГЗ;
- первый вэбинар (он-лайн-семинар) на тему «Особенности работы на площадке www.rts-tender.ru - консоль АРМ и web-интерфейс». Все вопросы отрабатывались на учебной электронной торговой площадке с участием специалистов ООО «РТС-тендер»;
- рабочее совещание с руководителями органов исполнительной власти Смоленской области, в ведомственном подчинении которых находятся бюджетные учреждения, на котором были рассмотрены вопросы формирования бюджетными учреждениями перечней нужд товаров, работ, услуг, а также вопросы согласования органами исполнительной власти Смоленской области заявок на размещение заказа подведомственных бюджетных учреждений;
- практический семинар при участии представителей ОАО «ЕЭТП» «Работа на Общероссийском сайте www.zakupki.gov.ru. Анализ практики размещения государственных заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме».
В целях упрощения процесса получения государственных услуг, снижения нагрузки на заявителей по сбору, согласованию, заполнению и представлению документов, необходимых для получения указанных услуг, а также сокращения сроков предоставления государственных услуг, обеспечения повышения уровня комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг путем применения системы «одного окна» (взаимодействие, необходимое для оказания услуги, включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т.п., проходит без участия заявителя) и электронного обмена информацией в 2011 году созданы многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению (далее – МФЦ): распоряжением Администрации Смоленской области от 08.07.2011 № 1134-р/адм - в г. Смоленске, распоряжением Администрации Смоленской области от 18.08.2011 № 1390-р/адм - в г. Вязьме, распоряжением Администрации Смоленской области от 14.11.2011 № 1951-р/адм - в г. Ельне.
2 декабря 2011 года открыт МФЦ в г. Гагарине, 21 декабря 2011 года – в г. Сафоново.
В 2011 году в Рославльский МФЦ обратились и воспользовались услугами 64 900 граждан (в 2010 году – 14 279 граждан), которым было оказано 168 775 услуг и выдано 7 211 документов, в том числе информирование заявителей по вопросам оказания услуг – 14 775 граждан, услуги ксерокопирования – 103 872, услуги платного ксерокопирования – 4 287 и составление договоров без юридического сопровождения – 9.
С момента открытия в Гагаринском МФЦ было предоставлено населению 495 услуг, в Сафоновском МФЦ - услуги 2 гражданам, рассмотрено и исполнено 116 обращений граждан по видам услуг, оказываемых МФЦ.
В рамках реализации мер по противодействию коррупции, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, в 2011 году проведена следующая работа.
Смоленская Торгово-промышленная палата регулярно проводит бесплатные юридические консультации для представителей малого и среднего бизнеса региона, в том числе по вопросам противодействия коррупции.
9 декабря 2011 года, в Международный день борьбы с коррупцией, подведены итоги ежегодного конкурса среди журналистов Смоленской области на всестороннее и объективное информирование населения о проблемах противодействия коррупции, а также о фактах проявления коррупции на территории Смоленской области, награждены победители.
Специальным дипломом за участие в конкурсе награждена заместитель главного редактора газеты «Сафоновская правда» Татьяна Гляшова. Третье место за 20-минутный фильм «Коррупция. Скрытая угроза» присуждено редактору телевизионной студии «Феникс» Юлии Егоровой. Диплом второй степени за цикл материалов антикоррупционной направленности получил корреспондент газеты «Смоленские новости» Александр Березнев. Первого места по единодушному мнению конкурсной комиссии удостоен редактор телеканала «РЕН Смоленск» Игорь Тупчий за передачу «Дозор» и цикл сюжетов антикоррупционной направленности в новостной программе «24 Смоленск».
Департаментом Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства разработаны и опубликованы методические материалы по вопросам противодействия коррупции в сфере предпринимательской деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства; данные материалы размещены на сайте «Противодействие коррупции в Смоленской области».
В рамках формирования у государственных гражданских служащих Смоленской области, граждан нетерпимого отношения к коррупции в 2011 году проведена следующая работа.
Во исполнение решения региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти от 08.02.2011 на тему «О состоянии работы территориальных правоохранительных и контрольно-надзорных структур, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, направленной на реализацию федерального законодательства и поручений Президента Российской Федерации по противодействию коррупции. Основные пути повышения эффективности совместной деятельности в данной сфере» прокуратурой Смоленской области совместно с Аппаратом Администрации Смоленской области 19 апреля 2011 года проведен семинар с представителями правоохранительных структур, заинтересованных органов власти и общественных объединений по формам и методам работы, направленной на противодействие «бытовой» коррупции в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Участие в указанном семинаре приняли лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений в органах исполнительной власти, органах местного самоуправления муниципальных образований, представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественные объединения и организации.
5 июля 2011 года был организован «круглый стол» с представителями средств массовой информации на тему «Роль СМИ в противодействии коррупции», который прошел на базе Государственного учреждения культуры «Смоленская областная универсальная библиотека имени А.Т. Твардовского».
28 июля 2011 года Аппаратом Администрации Смоленской области совместно с прокуратурой Смоленской области и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области был организован и проведен семинар на тему «Методика проведения антикоррупционной экспертизы областных и муниципальных нормативных правовых актов и их проектов» под председательством начальника Правового департамента Смоленской области, члена Администрации Смоленской области Д.С. Шалаева. В работе семинара приняли участие представители органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области.
В рамках создания и размещения рекламы антикоррупционной направленности были заключены следующие договоры:
- с Автономной некоммерческой организацией социально-информационный центр «Забота-Смоленск» на оказание услуг по созданию электронной версии сборника рекламных и справочных материалов антикоррупционной направленности в формате PDF и размещение электронной версии брошюры на главной странице Интернет-портала «Забота-Смоленск» (25 000 рублей);
- с ООО «Проект-студия «Наш ГОРОД» на оказание услуг по размещению рекламных материалов антикоррупционной направленности на главной странице портала www.smolgrad.ru (15 000 рублей);
- с ООО «Рекламно-консалтинговая группа Парадигма» на оказание услуг по разработке макета календаря на 2012 год с рекламой антикоррупционной направленности и созданию календарей в количестве 6000 штук с рекламой антикоррупционной направленности согласно утвержденному макету (25 000 рублей).
Исполнители выполнили обязательства в полном объеме в установленные договорами сроки.
В 2011 году заключен договор на оказание услуг по демонстрации документального фильма антикоррупционной направленности в эфире телеканала ТНТ «Феникс» на сумму 99 000 рублей. Исполнитель выполнил обязательства в полном объеме, осуществив 4 проката указанного фильма. Кроме того, указанный фильм можно просмотреть на сайте «Противодействие коррупции в Смоленской области».
Заключены договор на изготовление и демонстрацию радиороликов антикоррупционной направленности в эфире радиопрограммы «Смоленская весна» (40 000 рублей) и договор на оказание услуг с ООО «Проект-студия «Наш Город» по опубликованию материалов антикоррупционной направленности на главной странице портала www.smolgrad.ru (30 000 рублей). Исполнители выполнили обязательства в полном объеме.
В рамках изготовления и демонстрации теле- и радиороликов, публикации материалов антикоррупционной направленности был заключен договор с ООО Торговая фирма «Мираж-ЛТД» на оказание услуг по предоставлению 50 минут эфирного времени для размещения 4 радиороликов антикоррупционной направленности на частоте 102,7 ФМ радиопрограммы «Смоленская весна» (10 000 рублей).
Также в 2011 году размещен государственный заказ путем проведения запроса котировок цен на оказание услуг по демонстрации в телевизионном эфире документального фильма антикорруционной направленности (государственный контракт на сумму 121 000 рублей). Исполнитель выполнил обязательства в полном объеме в установленный государственным контрактом срок.
Материалы антикоррупционной тематики публикуются и выходят в эфир на регулярной основе. В них идет речь о вскрытых фактах коррупции. Публикуются и выходят в эфир интервью руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителей и руководителей правоохранительных и надзорных органов, в которых должностные лица информируют общественность о мерах, которые уже предпринимаются и запланированы в рамках борьбы с проявлениями коррупциями, ужесточения наказания за злоупотребление служебным положением, взятки.
На базе Смоленского промышленно-экономического колледжа 28 октября 2011 года состоялась областная конференция представителей органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных и религиозных объединений, средств массовой информации Смоленской области на тему «Взаимодействие государства с институтами гражданского общества по формированию среди граждан нетерпимого отношения к коррупции».
Мероприятие организовано Аппаратом Администрации Смоленской области совместно со Смоленским филиалом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Ключевыми темами выступлений стали: результаты деятельности органов исполнительной власти Смоленской области по вопросам противодействия коррупции; электронное правительство как инструмент противодействия коррупции; взаимодействие Общественной палаты Смоленской области с гражданским обществом; об участии Смоленской Торгово-промышленной палаты в работе по противодействию коррупции; об опыте организации и проведения социологических опросов населения по проблеме коррупции в муниципальном образовании «Кардымовский район» Смоленской области; коррупция, или преступление без наказания; о принимаемых мерах УМВД России по Смоленской области по выявлению преступлений коррупционной направленности; формы и методы работы Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Смоленской области по противодействию коррупции; итоги работы органов прокуратуры Смоленской области по укреплению законности и правопорядка за 9 месяцев 2011 года.
По итогам работы участники конференции рекомендовали властям, бизнесу и общественности осуществлять постоянное взаимодействие при организации и проведении мероприятий по противодействию коррупции.
В целях повышения информационной открытости органов исполнительной власти Смоленской области в 2011 году проведена следующая работа.
Создан и функционирует сайт http://admin.smolensk.ru/~corruption/ «Противодействие коррупции в Смоленской области» на Интернет/Интранет-портале Администрации Смоленской области, постоянно ведется его поддержка (сопровождение).
Всеми органы исполнительной власти Смоленской области созданы и поддерживаются Интернет/Интранет-сайты.
Департаментом Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде в течение 2011 года осуществлялось обслуживание «телефона доверия» Администрации Смоленской области для получения информации о проявлениях коррупции в органах исполнительной власти Смоленской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, обслуживание телефона «горячей линии», организованной в отделе по работе с обращениями граждан Аппарата Администрации Смоленской области, а также обеспечивалась работа «виртуальной приемной» Администрации Смоленской области, а также осуществлялся контроль за соответствием информации, размещаемой на Интернет-сайтах органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Смоленской области, требованиям федерального законодательства, сопровождение созданного нового сайта Администрации Смоленской области, сопровождение установленных информационных киосков в общественной приемной Президента Российской Федерации (размещена информация о деятельности государственных органов Смоленской области, государственных и муниципальных услугах), в отделе по работе с обращениями граждан Аппарата Администрации Смоленской области (размещены формы обращений и заявлений граждан), в многофункциональном центре г. Рославля (размещена информация о государственных и муниципальных услугах).
Среди приоритетных задач антикоррупционной политики на 2012 год по прежнему остаются:
- реализация организационно-правовых мер по противодействию коррупции;
- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
- разработка и внедрение антикоррупционных механизмов в рамках кадровой политики, реализуемой в органах исполнительной власти;
- разработка механизмов, способствующих совершенствованию организации деятельности органов исполнительной власти Смоленской области в сфере противодействия коррупции;
- реализация мер по противодействию коррупции, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства;
- формирование у государственных гражданских служащих Смоленской области, граждан нетерпимого отношения к коррупции;
- повышение информационной открытости органов исполнительной власти Смоленской области.