Отчет за 2012 год

ОТЧЕТ

о реализации органами исполнительной власти

Смоленской области мер в сфере противодействия коррупции

за 2012 год

Современная коррупция - это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой Уголовного кодекса Российской Федерации как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний.  Коррупция – это разложение власти, проявляющееся в нелегальном рынке властных полномочий, обмене власти на выгоду в ущерб принципу социальной справедливости.

Авторы рейтинга Всероссийской антикоррупционной приемной «Чистые руки» отмечают, что коррупционный оборот в Российской Федерации составляет более половины валового внутреннего продукта. Коррупция в государственных структурах препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения, что в целом тормозит экономическое развитие страны.

Меры по противодействию и борьбе с коррупцией являются приоритетными для России на современном этапе.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции», другие федеральные законы, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

В 2012 году в Смоленской области выявлено 367 преступлений коррупционной направленности (в 2011 году – 258), из них по фактам взяточничества – 67 преступлений (в 2011 году – 111).

За этот же период по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 120 уголовных дел (в 2011 году - 195), а с учетом соединения в одно производство – 72 уголовных дела (в 2011 году – 90). За 2011 год окончено производством 74 уголовных дела (в 2011 году – 84).

В 2012 году судами Смоленской области рассмотрено 73 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 84 лиц (в 2011 году – 79 дел в отношении 83 лиц). С постановлением обвинительного приговора рассмотрено      56 уголовных дел (в 2011 году – 69) в отношении 63 лиц (в 2011 году – 73 лиц).

По данной категории дел осуждены 4 сотрудника УФСИН по Смоленской области (в 2011 году – 6 сотрудников), 4 сотрудника УФССП по Смоленской области (в 2011 году – 2 сотрудника), 5 медицинских работников (в 2011 году – 5 медицинских работников), 1 заместитель Главы Администрации города Смоленска (в 2011 году – 0), 5 преподавателей (в 2011 году – 4 преподавателя), 5 главных бухгалтеров (в 2011 году – 1), 3 сотрудника УМВД по Смоленской области   (в 2011 году – 4 сотрудника), 7 должностных лиц коммерческих организаций  (в 2011 году – 2 лица), 4 водителя (в 2011 году – 34 водителя), 3 депутата (2 депутата сельских поселений, 1 депутат Смоленского городского Совета) (в 2011 году – 1) и другие лица.

В 2012 году в Смоленской области приняты следующие правовые акты по вопросам противодействия коррупции:

- постановления Администрации Смоленской области от 29.02.2012 № 141, от 15.06.2012 № 340, вносящие изменения в долгосрочную областную целевую программу «Противодействие коррупции в Смоленской области»  на 2010-2012 годы;

- постановление Администрации Смоленской области от 01.03.2012 № 151 «О внесении изменений в перечень должностей государственной гражданской службы Смоленской области в органах исполнительной власти Смоленской области, в аппарате Уполномоченного по правам человека в Смоленской области, замещение которых налагает на гражданина ограничения при заключении трудового договора после увольнения с государственной гражданской службы Смоленской области»;

- постановления Администрации Смоленской области от 07.03.2012 № 171, от 14.12.2012 № 979, вносящие изменения в перечень должностей государственной гражданской службы Смоленской области, замещаемых в органах исполнительной власти Смоленской области, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, участки недр); управление государственным имуществом Смоленской области; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов;

- постановление Администрации Смоленской области от 20.09.2012 № 666 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Противодействие коррупции в Смоленской области» на 2013-2015 годы»;

- постановление Администрации Смоленской области от 14.11.2012 № 865 «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Смоленской области, замещаемых в органах исполнительной власти Смоленской области, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, участки недр); управление государственным имуществом Смоленской области; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов»;

- постановление Администрации Смоленской области от 16.11.2012 № 886 «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Смоленской области в органах исполнительной власти Смоленской области, в аппарате Уполномоченного по правам человека в Смоленской области, замещение которых налагает на гражданина ограничения при заключении трудового договора после увольнения с государственной гражданской службы Смоленской области»;

- распоряжения Губернатора Смоленской области от 09.02.2012 № 145-р, от 15.06.2012 № 795-р, вносящие изменения в состав Совета по противодействию коррупции;

- распоряжение Губернатора Смоленской области от 26.07.2012 № 1018-р «О внесении изменения в распоряжение Губернатора Смоленской области от 13.09.2006 № 494-р»;

- распоряжение Губернатора Смоленской области от 11.09.2012 № 1265-р «О создании рабочей группы по реализации поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания рабочей группы по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство» по вопросу противодействия коррупции 22 марта 2012 года»;

- распоряжение заместителя Губернатора Смоленской области – руководителя Аппарата Администрации Смоленской области от 20.11.2012 № 1573-р «Об утверждении Памятки государственному гражданскому служащему Смоленской области о типовых случаях конфликта интересов и порядке их урегулирования»;

- распоряжение Администрации Смоленской области от 16.04.2012 № 527-р/адм «О создании рабочей группы по разработке проекта долгосрочной областной целевой программы «Противодействие коррупции в Смоленской области» на 2013 - 2015 годы»;

- распоряжение Администрации Смоленской области от 06.08.2012  № 1081-р/адм «О внесении изменения в распоряжение Администрации Смоленской области от 08.11.2010 № 1594-р/адм».

С 2010 года органами исполнительной власти Смоленской области (далее также – органы исполнительной власти) осуществлялась реализация мероприятий долгосрочной областной целевой программы «Противодействие коррупции в Смоленской области» на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 30.09.2009 № 588 (далее также – Программа).

На реализацию Программы из областного бюджета выделено 3 068,9 тыс. рублей, в том числе в 2012 году – 668,9 тыс. рублей. Указанные денежные средства освоены в полном объеме.

Цели Программы - снижение уровня коррупции при исполнении органами исполнительной власти государственных функций и предоставлении ими государственных услуг; устранение причин и условий, порождающих коррупционные правонарушения.

Для достижения указанных целей в 2012 году были реализованы мероприятия, направленные на решение следующих задач:

- реализация организационно-правовых мер по противодействию коррупции;

- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

- разработка и внедрение антикоррупционных механизмов в рамках кадровой политики, реализуемой в органах исполнительной власти Смоленской области;

- разработка механизмов, способствующих совершенствованию организации деятельности органов исполнительной власти Смоленской области в сфере противодействия коррупции;

- реализация мер по противодействию коррупции, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства;

- формирование у государственных гражданских служащих Смоленской области, граждан нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям;

- повышение информационной открытости органов исполнительной власти Смоленской области.

Целевые показатели Программы:

- снижение доли граждан, сталкивающихся с проявлениями коррупции, - не менее 1 процента ежегодно (показатель определяется по результатам социологических исследований, проводимых организацией, имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности, и сравнивается с показателем аналогичного периода прошлого года; доля граждан, сталкивающихся с проявлениями коррупции, рассчитывается как отношение количества опрошенных, столкнувшихся с проявлениями коррупции, к общему количеству опрошенных; выражается в процентах);

- снижение уровня коррупции при исполнении органами исполнительной власти Смоленской области государственных функций и предоставлении ими государственных услуг - не менее 1 процента ежегодно (показатель определяется по результатам социологических исследований, проводимых организацией, имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности, и сравнивается с показателем аналогичного периода прошлого года; уровень коррупции при исполнении органами исполнительной власти Смоленской области государственных функций и предоставлении ими государственных услуг определяется исходя из отношения количества опрошенных получателей государственных услуг, столкнувшихся с проявлениями коррупции в ходе исполнения органами исполнительной власти Смоленской области государственных функций и предоставления ими государственных услуг, к общему количеству опрошенных; выражается в процентах).

В рамках Программы в 2010-2012 годах было проведено 4 социологических исследования для выявления доли граждан, сталкивающихся с проявлениями коррупции, и уровня коррупции при исполнении органами исполнительной власти Смоленской области государственных функций и предоставлении ими государственных услуг.

По результатам социологического исследования на тему «Мнение населения Смоленской области об уровне коррупции в органах исполнительной власти региона», проведенного в период с 01.01.2010 по 01.02.2010 филиалом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловская региональная академия государственной службы» в городе Смоленске, доля граждан, столкнувшихся с проявлениями коррупции  в 2008-2009 годах, составляет 51 процент от общего числа опрошенных (средний по России показатель – 53 процента). Уровень коррупции в ходе исполнения органами исполнительной власти Смоленской области государственных функций и предоставления ими государственных услуг в этот же период составил 35 процентов  (средний по России показатель – 37 процентов).

В ноябре – декабре 2010 года проведено аналогичное исследование за 2010 год. Так, доля граждан, столкнувшихся с проявлениями коррупции   в 2010 году, составила 40 процентов от общего числа опрошенных; заметна тенденция к снижению данного показателя. Уровень коррупции в ходе исполнения органами исполнительной власти Смоленской области государственных функций и предоставления ими государственных услуг в 2010 году составил 34 процента, что всего на 1 процент ниже значения данного показателя за 2008-2009 годы.

В ноябре - декабре 2011 года в рамках Программы Смоленским гуманитарным университетом было проведено социологическое исследование на тему «Мнение населения Смоленской области об уровне коррупции в органах исполнительной власти региона». Опрошены 502 респондента на территории Смоленской области, в том числе в городе Смоленске и шести муниципальных районах. Доля граждан, столкнувшихся с проявлениями коррупции в 2011 году, составила 65,9 процента от общего числа опрошенных. Уровень коррупции в ходе исполнения органами исполнительной власти Смоленской области государственных функций и предоставления ими государственных услуг за этот же период составил 53 процента.

Значения целевых показателей по результатам проведенного Смоленским гуманитарным университетом социологического исследования за 2012 год составили: доля граждан, столкнувшихся с проявлениями коррупции в 2012 году, составила 70 процентов от общего числа опрошенных. Уровень коррупции в ходе исполнения органами исполнительной власти Смоленской области государственных функций и предоставления ими государственных услуг за этот же период составил 43,4 процента.

В рамках реализации организационно-правовых мер по противодействию коррупции в 2012 году проведена следующая работа.

В течение 2012 года Аппаратом Администрации Смоленской области совместно с Главным управлением информационной политики и общественных связей Смоленской области осуществлялось предусмотренное Программой информирование населения Смоленской области о целях, задачах и мероприятиях Программы, в том числе с использованием средств массовой информации, с которыми в 2012 году заключено 37 государственных контрактов и договоров на оказание услуг по информационному сопровождению реализации на территории Смоленской области государственной политики в различных сферах деятельности, включая освещение мер по противодействию коррупции в регионе (в 2011 году заключено 35 аналогичных государственных контрактов и договоров). Информационное сопровождение деятельности органов исполнительной власти Смоленской области по противодействию коррупции осуществлялось                       на 3 региональных телеканалах, в федеральных и областных газетах и журналах;     26 районных газет регулярно размещали информационные материалы по указанной теме. В печатных средствах массовой информации опубликовано более                  200 материалов по данной тематике.

В соответствии со статьей 7 областного закона от 28.05.2009 № 34-з «О противодействии коррупции в Смоленской области» издано распоряжение Администрации Смоленской области от 04.02.2010 № 90-р/адм «Об утверждении Порядка подготовки отчета о реализации органами исполнительной власти Смоленской области мер в сфере противодействия коррупции». В 2012 году в установленные сроки подготовлен отчет о реализации органами исполнительной власти Смоленской области мер в сфере противодействия коррупции за 2011 год, который рассмотрен за заседании Администрации Смоленской области и направлен в адрес прокурора Смоленской области, председателя Смоленской областной Думы, а также размещен на сайте «Противодействие коррупции в Смоленской области» на Интернет/Интранет-порталах Администрации Смоленской области.

Распоряжением Губернатора Смоленской области от 15.07.2009 № 735-р (в редакции распоряжения Губернатора Смоленской области от 15.06.2012 № 795-р) создан Совет по противодействию коррупции (далее – Совет), утверждены Положение о Совете и его состав. Деятельность Совета организуется на основе перспективных и текущих планов его работы. Заседания Совета проводятся ежеквартально, а также по мере необходимости как по инициативе председателя Совета, так и по предложению членов Совета.

В течение 2012 года проведено 4 заседания Совета, на которых рассмотрен ряд вопросов, а именно:

- об эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) в рамках реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы по итогам работы за 2011 год;

- вопросы целевого расходования бюджетных средств, выделенных органам здравоохранения области, соблюдения законодательства в сфере здравоохранения, обращения лекарственных препаратов, лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также оценка результатов деятельности правоохранительных органов по выявлению преступлений и правонарушений в указанной сфере;

- о расходовании бюджетных денежных средств, выделенных городу Смоленску для ремонта придомовых территорий;

- о проводимых мероприятиях по проверке исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции в части, касающейся представления государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими полных и достоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- о состоянии законности в сфере выделения в собственность земельных участков и предоставления в аренду недвижимого имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности в г. Смоленске;

- итоги реализации долгосрочной областной целевой программы «Противодействие коррупции в Смоленской области» на 2010-2012 годы.

В Администрации Смоленской области функционирует «телефон доверия» Администрации Смоленской области для получения информации о проявлениях коррупции в органах исполнительной власти Смоленской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в соответствии с Положением о «телефоне доверия», утвержденным распоряжением Администрации Смоленской области от 13.09.2010 № 1294-р/адм. За 2012 год на «телефон доверия» поступило 150 звонков, что на 6 процентов меньше, чем в 2011 году (160 звонков). Обращений по конкретным фактам коррупционных проявлений в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления не поступало. Большая часть обращений носила бытовой характер. Заявителям были даны устные рекомендации по обращению в соответствующие органы и организации Смоленской области.

За 2012 год в отдел региональной безопасности и противодействия коррупции Аппарата Администрации Смоленской области (далее - отдел региональной безопасности и противодействия коррупции) поступило 24 обращения граждан о наличии возможных коррупционных факторов в деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (за 2011 год –               20 обращений), проведены соответствующие проверки, в ходе которых коррупционные факторы не выявлены. Ответы заявителям даны в установленные законом сроки. Кроме того, сайт «Противодействие коррупции в Смоленской области» на Интернет/Интранет-порталах Администрации Смоленской области предоставляет посетителям возможность направить письменные сообщения, связанные с коррупционными проявлениями в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления.

Следует отметить, что в 2012 году органами исполнительной власти продолжалась реализация мероприятий планов по противодействию коррупции, органами местного самоуправления – планов (программ) по противодействию коррупции. Контроль за их исполнением возложен на отдел региональной безопасности и противодействия коррупции. Кроме того, в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления назначены лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений. В органах исполнительной власти проведены проверки положений об органах исполнительной власти, их структурных подразделениях, а также должностных регламентов государственных гражданских служащих Смоленской области в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Таких положений выявлено не было.

В ноябре - декабре 2012 года в рамках Программы Смоленским гуманитарным университетом было проведено социологическое исследование на тему «Мнение населения Смоленской области об уровне коррупции в органах исполнительной власти региона». Опрошены 500 респондентов на территории Смоленской области, в том числе в городах Смоленске, Рославле, Сафоново, Рудне, Вязьме, Ярцево, Десногорске.

Доля граждан, столкнувшихся с проявлениями коррупции в 2012 году, составила 70 процентов от общего числа опрошенных (в 2011 году значение данного показателя составляло 65,9 процентов).

Уровень коррупции в ходе исполнения органами исполнительной власти Смоленской области государственных функций и предоставления ими государственных услуг за этот же период составил 43,4 процента (в 2011 году -      53 процента).

Одновременно в 2012 году на сайте «Противодействие коррупции в Смоленской области» на Интранет/Интернет-порталах Администрации Смоленской области были проведены опросы посетителей сайта по указанной тематике.

На вопрос, связанный с отношением населения Смоленской области к коррупции:

- 62 процента граждан, принявших участие в опросе, ответили, что относятся к коррупции отрицательно в любом случае;

- 23 процента респондентов относятся нормально, поскольку это помогает решению проблем;

- 15 процентов опрошенных не задумывались об этом.

По вопросу, приходилось ли в течение последнего времени попадать в коррупционную ситуацию независимо от того, давал ли респондент взятку или нет, мнения распределились следующим образом:

- 69 процентов респондентов ответили положительно;

- 31 процент респондентов – отрицательно.

На вопрос, приходилось ли респонденту делать подарки или давать деньги должностным лицам органов исполнительной власти за положительное решение вопроса:

- 50 процентов опрошенных ответили отрицательно;

- 20 процентов граждан, принявших участие в опросе, ответили положительно (деньги);

- 10 процентов ответили положительно (подарки);

- 20 процентов респондентов дали иные ответы.

При этом 71 процент респондентов указал на то, что инициатива при даче взятки исходила от должностного лица (намекнули, создали для этого ситуацию);   29 процентов опрошенных предложили взятку сами, поскольку решили, что так надежнее.

Кроме того, по мнению 67 процентов опрошенных, с помощью взятки проблема была решена качественно и в кратчайшие сроки; 33 процента считают, что взятка все равно не помогла в решении проблемы.

По мнению респондентов, наиболее эффективными мерами по противодействию коррупции являются:

- обращение в правоохранительные органы - 45 процентов опрошенных;

- обращение по «телефону доверия» - 33 процента респондентов;

- обращение в средства массовой информации - 11 процентов опрошенных;

- обращение к руководителям органов исполнительной власти – 11 процентов респондентов.

На вопрос о готовности сообщать о фактах коррупционного поведения должностных лиц:

- 60 процентов граждан, принявших участие в опросе, ответили о готовности сообщать, но только анонимно;

- 30 процентов опрошенных дали положительный ответ на данный вопрос;

- 10 процентов респондентов ответили отрицательно.

На вопрос, что лично гражданин готов предпринимать в целях противодействия коррупции:

- не давать взяток - 50 процентов опрошенных;

- сообщать о фактах вымогательства взяток - 30 процентов респондентов;

- я не верю, что на своем уровне могу противостоять коррупции, –  20 процентов граждан.

По вопросу о знании антикоррупционных мероприятий, которые проводятся в органах исполнительной власти Смоленской области, и их эффективности мнения респондентов распределились следующим образом:

- 60 процентов – да, знаю, они малоэффективны;

- 30 процентов – я не слышал о таких мероприятиях;

- 10 процентов – да, знаю, они эффективны, и их проведение следует продолжить.

По мнению 50 процентов опрошенных, с принятием антикоррупционного законодательства уровень коррупционных проявлений среди должностных лиц органов исполнительной власти Смоленской области остался прежним;                     20 процентов респондентов считают, что уровень коррупционных проявлений повысился; 10 процентов – что понизился; 20 процентов респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

За 2012 год специалистами Правового департамента Смоленской области проведена антикоррупционная экспертиза:

- 252 законопроектов (за 2011 год - 245 законопроектов);

- 2 036 проектов постановлений Администрации Смоленской области    (за 2011 год - 1 539 проектов постановлений Администрации Смоленской области);

- 162 проектов указов Губернатора Смоленской области (за 2011 год –  100 проектов указов Губернатора).

По результатам антикоррупционной экспертизы проектов указанных областных нормативных правовых актов письменные заключения на предмет их коррупциогенности не оформлялись. Выявленные замечания были устранены в рабочем порядке.

Одновременно с выявлением коррупциогенных факторов при проведении правовой экспертизы проектов областных нормативных правовых актов Правовой департамент Смоленской области в ходе осуществления правового мониторинга действующих нормативных  правовых актов Администрации Смоленской области и Губернатора Смоленской области анализирует их и на наличие заложенной в правовых нормах возможности способствования коррупциогенным проявлениям в процессе реализации таких норм.

В рамках разработки и внедрения антикоррупционных механизмов в рамках кадровой политики, реализуемой в органах исполнительной власти Смоленской области, в 2012 году проведена следующая работа.

В соответствии с областным законом от 29.09.2009 № 91-з «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Смоленской области, должностей государственной гражданской службы Смоленской области, и лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, государственными гражданскими служащими Смоленской области сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и постановлением Администрации Смоленской области от 28.08.2009 № 499 (с 14.11.2012 вступило в силу постановление Администрации Смоленской области от 14.11.2012 № 865) «Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Смоленской области, замещаемых в органах исполнительной власти Смоленской области, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, участки недр); управление государственным имуществом Смоленской области; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов» в 2012 году кадровыми службами органов исполнительной власти осуществлен сбор от государственных гражданских служащих Смоленской области справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего и справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей государственного гражданского служащего.

Кроме того, кадровыми службами органов исполнительной власти Смоленской области осуществляется постоянный контроль за предоставлением соответствующих сведений гражданами, претендующими на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Смоленской области, при назначении на должность.

В соответствии с графиком проведения проверок соблюдения законодательства по вопросам государственной гражданской службы на 2012 год сотрудниками Управления государственной гражданской службы и кадровой политики Аппарата Администрации Смоленской области проводились проверки органов исполнительной власти Смоленской области на предмет соблюдения законодательства о государственной гражданской службе, в том числе в части соблюдения государственными гражданскими служащими предусмотренных законодательством ограничений. Так, в 2012 году проверки были проведены в Департаменте Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде, Департаменте Смоленской области по здравоохранению, Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, Главном управлении государственного заказа Смоленской области. Выявленные нарушения законодательства в части прохождения государственной гражданской службы были устранены в ходе проверки.

В Смоленской области принят областной закон от 08.07.2010 № 54-з «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Смоленской области, должностей государственной гражданской службы Смоленской области, лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, государственными гражданскими служащими Смоленской области, соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Смоленской области требований к служебному поведению» (в редакции областного закона от 21.12.2012 № 120-з). В 2012 году проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляемых государственными служащими, замещающими должности государственной гражданской службы Смоленской области, включенные в перечень должностей, не проводились.

В соответствии с федеральным законодательством в Смоленской области планомерно проводится работа по формированию кадрового резерва на конкурсной основе. Постановлением Администрации Смоленской области от 31.10.2006 № 380 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 02.11.2012        № 838) утверждено Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Смоленской области, в соответствии с которым формируются на конкурсной основе кадровый резерв государственных органов Смоленской области и кадровый резерв Смоленской области. Работа с кадровым резервом проводится в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих и планами кадровой работы соответствующего государственного органа, предусматривающими практическую подготовку и обучение кадрового резерва. Так, за 2012 год в кадровый резерв Смоленской области зачислен 241 человек  (за 2011 год – 359 человек). Из резерва 217 человек назначены на должности (за 2011 год – 74 человека).

Одновременно ведется работа по формированию резерва управленческих кадров Смоленской области. Сформирован резерв численностью 150 человек  (в 2011 году - 155 человек), назначение получили 11 человек (в 2011 году -              70 человек).

За 2012 год проведен конкурсный отбор на 67 вакантных должностей               (в 2011 году – на 65 вакантных должностей), для участия в котором были приняты документы от 218 претендентов (в 2011 году – от 205 претендентов). При проведении конкурсного отбора осуществлялась проверка достоверности представляемых гражданами сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, были направлены соответствующие запросы в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области, Управление Федеральной миграционной службы по Смоленской области. В ходе проведенных проверок фактов нарушения законодательства не выявлено.

Вопросы, связанные со служебной этикой и предупреждением коррупционных действий должностных лиц государственных органов, основными положениями действующего законодательства по противодействию коррупции, вопросы, связанные с юридической ответственностью за коррупцию, урегулированием конфликта интересов и созданием механизмов его урегулирования, являются неотъемлемой частью программ курсов повышения квалификации и курсов профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих Смоленской области.

В регионе проводится работа по обучению государственных гражданских служащих Смоленской области и муниципальных служащих Смоленской области, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В 2012 году вопросы противодействия коррупции на муниципальном уровне  рассматривались на курсах повышения квалификации по темам «Особенности кадровой политики и муниципальной службы в органах местного самоуправления» и «Совершенствование системы управления развитием сельского хозяйства муниципальных образований Смоленской области» на базе Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. На указанных курсах обучение прошли            55 муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

В 2012 году 20 государственных гражданских служащих Смоленской области, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах исполнительной власти Смоленской области, прошли курсы повышения квалификации по программе «Профилактика коррупции в государственном управлении» в объеме 18 часов на базе Смоленского государственного университета.

В учебные планы курсов повышения квалификации с государственными гражданскими служащими Смоленской области включены вопросы противодействия коррупции. В 2012 году обучение на данных курсах прошли         185 служащих.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009  № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» правовыми актами соответствующих органов в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления (где есть муниципальная служба) назначены лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений: 34 лица в органах исполнительной власти, 370 лиц в органах местного самоуправления.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» созданы:

- комиссия при Администрации Смоленской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Смоленской области и урегулированию конфликта интересов (распоряжение Администрации Смоленской области от 08.11.2010 № 1594-р/адм);

- 28 комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Смоленской области и урегулированию конфликтов интересов в органах исполнительной власти;

- комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Смоленской области и урегулированию конфликтов интересов в Смоленской областной Думе, в избирательной комиссии Смоленской области, в аппарате Уполномоченного по правам человека в Смоленской области, в Контрольно-счетной палате Смоленской области;

- 260 комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Смоленской области и урегулированию конфликтов интересов в органах местного самоуправления.

Указом Губернатора Смоленской области от 18.01.2011 № 1 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Смоленской области и урегулированию конфликтов интересов. В соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в состав указанных комиссий включены представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой.

Лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в 2012 году проведено 8 заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Смоленской области и урегулированию конфликтов интересов (в 2011 году –            9 заседаний) и 19 заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Смоленской области и урегулированию конфликтов интересов (в 2011 году – 46 заседаний).

Распоряжением заместителя Губернатора Смоленской области – руководителя Аппарата Администрации Смоленской области от 20.11.2012 № 1573-р утверждена Памятка государственному гражданскому служащему Смоленской области о типовых случаях конфликта интересов и порядке их урегулирования. Органам местного самоуправления рекомендовано разработать Памятку муниципальному служащему Смоленской области о типовых случаях конфликта интересов и порядке их урегулирования.

В рамках разработки механизмов, способствующих совершенствованию организации деятельности органов исполнительной власти Смоленской области в сфере противодействия коррупции, в 2012 году проведена следующая работа.

В 2012 году Контрольным департаментом Смоленской области проведено      30 плановых (в 2011 году – 19) и 22 внеплановых (в 2011 году – 12) проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Общее количество составленных протоколов об административном правонарушении – 104 (в 2011 году – 66), из них: составленных в ходе проведенных плановых и внеплановых проверок соблюдения законодательства о размещении заказов на должностных и юридических лиц – 104 (в 2011 году – 63); за неуплату административного штрафа в предусмотренный законом срок – 0 (в 2011 году – 3).

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях начальником Контрольного департамента Смоленской области вынесено 112 постановлений (в том числе 8 по делам, возбужденным прокурорами)  (в 2011 году соответственно 68 и 5), из них: о прекращении производства по делу об административном правонарушении – 71 (в 2011 году – 52), о назначении административного наказания – 41 (в 2011 году – 16).

Количество протоколов об административных правонарушениях, направленных на рассмотрение судье, - 0 (в 2011 году – 3).

В 2012 году уплачено в доход областного бюджета более 255 000 руб.   (в 2011 году – 350 000 руб.).

Важную роль в деятельности органов исполнительной власти играет разработка и внедрение административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций. Это способствует дебюрократизации управленческих процессов и минимизации государственного вмешательства в частноправовые отношения, повышению качества, оперативности оказания социально значимых услуг в Смоленской области. Так, в Смоленской области разработано и внедрено 89 административных регламентов предоставления государственных услуг, в том числе 61 административный регламент разработан и утвержден в 2012 году (в 2011 году – 5 административных регламентов).

На портале государственных и муниципальных услуг (функций) Смоленской области (http://pgu.admin-smolensk.ru) размещена информация о 1 685 государственных услугах (за 2011 год – 1 013), из них: федеральных – 563 (за 2011 год – 490), региональных – 184 (за 2011 год – 209), муниципальных –938   (за 2011 год – 314); описаний организаций – 1 395 (за 2011 год – 1 137), из них: федеральных – 545 (за 2011 год – 511), региональных – 217 (за 2011 год – 165), муниципальных – 632 (за 2011 год – 459); размещено 37 756 документов.

В 2012 году проверки качества бюджетных услуг, оказываемых областными государственными учреждениями, проведены Департаментом Смоленской области по здравоохранению, Департаментом Смоленской области по социальному развитию, Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, Главным управлением ветеринарии Смоленской области, Главным управлением информационной политики и общественных связей Смоленской области.

В 2012 году Главным управлением государственного заказа Смоленской области организовано проведение совместного совещания с Управлением Федерального казначейства по Смоленской области по обсуждению Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и совещания с руководителями и специалистами органов исполнительной власти Смоленской области, осуществляющими функции в сфере размещения заказов, по вопросам заключения контрактов на поставку горюче-смазочных материалов. Также проведен обучающий семинар «О Федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг: обзор изменений» для руководителей органов исполнительной власти Смоленской области, а также специалистов, осуществляющих функции в сфере размещения заказов.

В целях упрощения процесса получения государственных услуг, снижения нагрузки на заявителей по сбору, согласованию, заполнению и представлению документов, необходимых для получения указанных услуг, а также сокращения сроков предоставления государственных услуг, обеспечения повышения уровня комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг путем применения системы «одного окна» (взаимодействие, необходимое для оказания услуги, включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т.п., проходит без участия заявителя) и электронного обмена информацией в     2012 году функционировали многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению (далее – МФЦ), созданные в городах Смоленске, Вязьме, Сафоново, Гагарине, Рославле. В течение 2012 года в МФЦ обратилось 209 425 человек (в 2011 году – 65 016), всего было оказано          353 027 услуг (в 2011 году - 169 272).

В рамках реализации мер по противодействию коррупции, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, в 2012 году проведена следующая работа.

В течение 2012 года Смоленской Торгово-промышленной палатой на регулярной основе проводилось оказание правовой и информационной поддержки по вопросам противодействия коррупции общественным объединениям, проводились встречи с представителями малого и среднего предпринимательства по вопросам защиты их прав и законных интересов.

Департаментом экономического развития, инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства Смоленской области разработаны, опубликованы и распространены среди субъектов малого и среднего предпринимательства методические материалы по вопросам противодействия коррупции в сфере предпринимательской деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства, данные материалы размещены на сайте «Противодействие коррупции в Смоленской области».

В рамках формирования у государственных гражданских служащих Смоленской области, граждан нетерпимого отношения к коррупции в 2012 году проведена следующая работа.

В 2012 году был организован и проведен ряд мероприятий по вопросам противодействия коррупции, а именно:

- 17 февраля 2012 года в Администрации Смоленской области был организован семинар-совещание для сотрудников органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, на котором участники были проинформированы об ограничениях, налагаемых на гражданина, замещавшего должности государственной и муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, а также ознакомлены с изменениями федерального законодательства в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»;

- 20 декабря 2012 года вопрос «Актуальные проблемы профилактики антикоррупционных и иных правонарушений» освещен на семинаре-совещании для управляющих делами администраций муниципальных районов, городских округов  Смоленской области на тему «Актуальные вопросы деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области».

В рамках профилактики коррупционных правонарушений в 2012 году были заключены государственные контракты и договоры на создание и размещение рекламы антикоррупционной направленности на сумму 239,9 тыс. рублей, а также на изготовление и демонстрацию теле- и радиороликов, публикацию материалов антикоррупционной направленности на сумму 199 тыс. рублей. Исполнители выполнили обязательства в полном объеме в установленные сроки.

Материалы антикоррупционной тематики публикуются и выходят в эфир на регулярной основе. В них идет речь о вскрытых фактах коррупции. Публикуются и выходят в эфир интервью руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителей и руководителей правоохранительных и надзорных органов, в которых должностные лица информируют общественность о мерах, которые уже предпринимаются и запланированы в рамках борьбы с проявлениями коррупциями, ужесточения наказания за злоупотребление служебным положением, взятки.

В целях повышения информационной открытости органов исполнительной власти Смоленской области в 2012 году проведена следующая работа.

В 2012 году продолжал работу сайт http://admin.smolensk.ru/~corruption/ «Противодействие коррупции в Смоленской области» на Интернет/Интранет-портале Администрации Смоленской области, постоянно ведется его поддержка (сопровождение).

Всеми органами исполнительной власти Смоленской области созданы и поддерживаются Интернет/Интранет-сайты.

Постановлением Администрации Смоленской области от 20.09.2012 № 666 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Противодействие коррупции в Смоленской области» на 2013-2015 годы.

Среди приоритетных задач антикоррупционной политики на 2013 год можно выделить следующие:

- реализация организационно-правовых мер по противодействию коррупции;

- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

- организация обучения лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в органах исполнительной власти;

- совершенствование организации деятельности органов исполнительной власти Смоленской области в сфере исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;

- реализация мер по противодействию коррупции, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства;

- формирование у государственных гражданских служащих Смоленской области, граждан нетерпимого отношения к коррупции;

- повышение информационной открытости органов исполнительной власти Смоленской области.

Основные разделы

Услуги и сервисы

© Противодействие коррупции в Смоленской области, 2024

Телефон: (4812) 29-25-33

Факс: (4812) 29-20-45

E-mail: antikorr1@admin-smolensk.ru

Почтовый адрес: 214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!